Новости Могилева
Станет ли нынешняя экранизация Анны Карениной самой успешной?
Экранная «Анна Каренина» начала свою жизнь в России уже в 1911 году, когда режиссёр Морис Метр (Maurice Maitre) снял первую немую экранизацию романа с актёрами московских театров. Фильм, к сожалению, не сохранился. В 1914 году опыт повторил Владимир Гардин, пригласив на главную роль актрису Московского Художественного театра Марию Германову. В 1953 году кинематографисты снова вернулись к Толстому, когда Татьяна Лукашевич перенесла на экран спектакль Московского художественного театра с Аллой Тарасовой в роли Карениной. Черно-белая картина вошла в число лидеров проката.
Взрыв массового интереса к роману вызвала первая цветная экранизация 1967 года, созданная на «Мосфильме» режиссёром Александром Зархи. В роли Анны выступила Татьяна Самойлова, которая находилась тогда в зените своей мировой славы после каннского триумфа фильма «Летят журавли». Роль Бетси сыграла Майя Плисецкая. Семь лет спустя прима Большого театра предстала уже в роли самой Анны Карениной в фильме-балете на музыку Родиона Щедрина.
Всего же в мире насчитывается около 30 экранизаций «Анны Карениной». Грета Гарбо (1927, 1935), Вивьен Ли (1948), Татьяна Самойлова (1967), Майя Плисецкая (1974), Софи Марсо (1997), Татьяна Друбич (2009) – вот неполный список актрис, которым посчастливилось сыграть Каренину.
Режиссёром новой версии «Анны Карениной» выступил британец Джо Райт. Зрителям он известен по фильмам «Гордость и предубеждение» и «Искупление». Сценарий принадлежит одному из крупнейших британских драматургов Тому Стоппарду, автору сценария к фильму «Влюбленный Шекспир». Райт вспоминает: «Когда я читал книгу, её сюжет перекликался с моей собственной жизненной ситуацией в тот момент. Ты надеешься, что ты похож на одного персонажа, но оказывается, что ты совсем другой герой. Они все очень реальны и пугающе близки».
Джо Райт не питает иллюзий, он знает – абсолютно точно, – что Кира Найтли ни капли не похожа на Каренину, а гусарские усы Вронского Аарону Тейлору-Джонсону – как корове седло. И он, безусловно, в курсе, что никакие валенки, бороды и меховые шапки не сделают русский дух в западном кино менее фальшивым. И всё же он выбрал не только Киру Найтли и Аарона Джонсона на главные роли, но и – жгучая насмешка над русскостью – Домналла Глисона, ирландца до корней огненных волос, которому вручил роль русофила Левина.
Кира Найтли, исполнившая роль Анны, рассказала: «Эта история актуальна и сегодня, поскольку люди продолжают мечтать о том, что не могут получить, до сих пор сталкиваются с социальными условностями и ограничениями, а также так и не научились делиться своими эмоциями друг с другом».
Также в новой картине снялись Джуд Лоу (Алексей Каренин), Келли Макдональд (Долли), Мэтью Макфейден (Стива Облонский), Алисия Викандер (Китти), Эмили Уотсон (графиня Лидия Ивановна) и другие.
Обычно режиссёрского и сценаристского замысла хватало только на то, чтобы вычленить из романа историю супружеской измены и последующего за этим душераздирающего самоубийства. От Греты Гарбо до Софи Марсо, персонаж Карениной представал жертвой обстоятельств, погруженной в вязкую среду костюмной мелодрамы. Впервые за всё время существования кинематографа авторы превратили светский роман в грандиозную драму на стыке кино и театра.
Лучше ли или хуже эта экранизация тех, что были сделаны ранее, не так и уж важно (и время было другое, и кинематографический язык), но Киру Найтли уже сейчас западные критики уверенно называют лучшей Карениной всех времен. Режиссура же Райта, конечно, превзошла всех своих предшественников (наших и не наших вместе взятых) и она обеспечила его «Анне» место в ряду классических фильмов мирового кино.
С 10 января смотрите драму «Анна Каренина» в кинотеатре «Октябрь». Подробности и расписание сеансов на www.kinook.by
На правах рекламы
Дык ці сталася?