Новости Могилева
О спектаклях M.@rt.контакта: «Бегство» от смысла
Спектакль «Бегство» пластического театра «Часки», признаюсь, ждала с нетерпением, потому что мне вообще интересен пластический театр. Ждала и дождалась. Но после просмотра у меня было чувство, что надо мной поиздевались: я ничего не поняла. Я не поняла, что за белые воздушные шары в изобилии рассыпаны по сцене. Не поняла, от чего или к чему бегут персонажи. Я не поняла смысла танцев: как сольных, так и групповых. Чтобы уточнить: это я глупая или авторы чего-то не того напороли - я решила поговорить с режиссёром Ольгой Костель. Её удалось найти в гримуборной, когда она общалась с журналистами. На импровизированной пресс-конференции Ольга сказала, что пластический спектакль – это ребус для зрителя. Охотно соглашаюсь, только всё ли в порядке с ребусом? Ладно, пусть я глупая, но о чём же этот спектакль? Режиссёр рассказала, что он о стремлении человека быть лучшим, чтобы быть счастливым. Как оказалось, для западного общества злободневна и болезненна проблема перфекционизма, и «Бегство» отражает эту проблему.
По словам режиссёра, лейтмотив спектакля – самореклама, превращающая людей в неодушевлённые предметы и культивирующая отношение к людям, как к неодушевлённым предметам. Ольга видит выход в здоровом балансе. В понимании, что главное, а что второстепенное. Второстепенные вещи: имидж, стиль – приобрели сегодня для молодёжи значение безусловной ценности. Мы утрачиваем человеческое, превознося себя. Так легко запутаться, когда TV-шоу из обычных людей делают звёзд, да только эта звёздность никакого наслаждения и счастья не приносит. Погоня за наслаждением превращается в замкнутый круг. И об этом в спектакле свидетельствуют, например, постоянно повторяющиеся пластические элементы. А можно ли разорвать этот круг? Ольга Костель уверена, что каждый сам знает ответ, просто нужно ответить самому себе ещё раз, чтобы жизнь не превратилась в бегство от самих себя и к себе – постоянное и бессмысленное.
На словах у Ольги всё получается довольно стройно, но, вспоминая спектакль, понимаю, что весь этот красивый смысл оставался для меня недоступным. Мне несказанно повезло, что я смогла встретиться с режиссёром и из первых уст узнать правду, но не всем повезёт так, как мне. Действительно, пластический спектакль – это ребус. Только в каждом хорошем ребусе должен быть заложен ключ для его решения. А лучше - несколько ключей для нескольких решений. Я не нашла ни одного. Спектакль показался мне серией этюдов, сомнительно связанных между собой. Пластика - невыразительна и редко мотивированна. Было ощущение, что актёры больше стараются показать отработанность движений, которой, впрочем, не было, продемонстрировать некоторые свои умения… У зрителей форума уже не раз были возможности увидеть пластические спектакли, где язык тела является действительно языком, а каждое движение или жест наполнено смыслом, как вовремя сказанное слово. Увы, спектакль театра «Часки» оставил впечатление многословного невнятного монолога. Вынуждена констатировать это, потому что честно старалась прислушаться к этому языку. Раньше хоть чуть-чуть получалось понимать, а сейчас вот не очень. В этом спектакле есть пластика, есть даже акробатика, но вот цельной драматической составляющей в спектакле нет, а значит, и называться спектаклем он не может. И что-то я сомневаюсь, что дело только в том, что я «восточный» человек.
«Любой театр – это всегда послание. Сил и идей желаю театрам! Сил, чтобы донести послание и идей, чтобы сделать его интересным», - сказала Ольга Костель. От всего сердца желаю этого театру «Часки».
Белые шары - это очень удачный реквизит. Имхо, чуть ли не единственное, что было удачным в этом спектакле. Например, они помогали изображать пену морскую, когда имитировалась "Рождение Венеры" Ботичелли. Потом ими герои изображали беликость, когда закрывали шаром лицо. Были ещё моменты, я не помню уже. В самом начале был большой шар (целостная личность), потом он лопнул стало много-много белых шариков - масок, ролей, из которых состоит человек. Ну, это я так поняла. Может быть автор что-то другое вложил в этот символизм.
По поводу пластики и хореографии - согласна, не фонтан.