Новости Могилева
Что нужно изменить в белорусской системе образования
За время существования независимой Беларуси предпринималось немало попыток реформирования системы образования: переход на 10-бальную систему оценок, «эксперимент» с 12-летним образованием, введения и отмены бакалаврских программ и т.д. – так или иначе это коснулось всех белорусов. Чем стали все эти попытки для системы образования? Сделали ли они наше образование качественно новым, современным, отвечающим европейским стандартам и ценностям? Видимо, нет, и как одно из прямых указаний на это – непринятие Беларуси в Болонскую систему в апреле 2012 года.
Что же нужно, чтобы Беларусь стала образованной страной? Для чего, чему и как нужно учить в современных университетах?
22 декабря 2012 года в рамках цикла публичных лекций «Urbi et Orbi» в Могилёве известный эксперт в сфере образования, кандидат педагогических наук, член общественного Болонского комитета Светлана Мацкевич, ответит на эти вопросы и выступит с лекцией «Инвестиции в человеческий капитал и образование Беларуси».
В одном из интервью на вопрос о том, кого же должно воспитать современное образование, Светлана Мацкевич ответила: «Самое главное - это рефлексивно мыслящий человек, который может анализировать современное состояние и проектировать своё собственное будущее и свою собственную жизнь в своей стране». Эксперт считает, что главными субъектами и заказчиками на реформу образования в Беларуси должны стать гражданское общество, академики и педагоги, родители и студенты.
Лекция состоится 22 декабря 2012 года в «Технопарке» (Могилёв, ул. Ленина, зал 807. Начало в 18.30. Вход свободный.
Информация о лекторе
Светлана Мацкевич - кандидат педагогических наук, эксперт Агентства гуманитарных технологий, член общественного Болонского комитета, соавтор «Оргпроекта реформы образования в Беларуси» и «Концепции обеспечения функциональной грамотности в Беларуси». Сфера профессиональных интересов и деятельности: системомыследеятельностная (СМД) педагогика, аналитика, научные исследования и консультирование в образовании, менеджмент образования, исследование рынка труда и моделирование деятельности специалистов-профессионалов.
Комментарии
болонский процесс - а оно нам надо??? Мадам Мацкевич - надо, из заграниц не вылезает: наверное, все учится, как нас учить уму-разуму.Люди управляющие, всегда хотели править усредненной серенькой массой. А серенькой массе пора запомнить, что за ней приходит время черных.Болонский процесс тому в помощь
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Меня больше волнует коряво вырезанная фотошопиком фотография..
Россия и Украина в болонском процессе есть. И оно нам надо. Не надо только тем, кто живет с краю. Надо, чтобы хоть в чем-то Европа перестала считать Беларусь страной третьего мира.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
"Для чего, чему и как нужно учить в современных университетах?"
Если не вдаваться в подробности, ответ довольно прост: учить тому, что человеку понадобится в жизни. Общее образование проходится местами по всем предметам, и это правильно, тут уж ничего не попишешь. Однако высшее должно быть короче и осмысленнее, студент должен на первом же курсе (а то и семестре) определиться со стезёй и в дальнейшем изучать необходимые ему в будущей профессии, актуальные дисциплины. А не так, как у нас привыкли: 2-3 года повторение школьного и опять с мира по нитке, а как начинается специализированное, так большинство материала устарело на десятки лет и неприменимо в современных условиях. Хотя устарел не только учебный материал, но и оборудование на многих предприятиях, однако это уже другая песня.
В целом получается, учим то, что по приходу на работу говорят забыть и на месте показывают, что, собственно, для этой работы нужно. И ведь ответ банальный, но образовательные управленцы и исследователи его почему-то не видят...
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Вы не совсем правы, иначе зачем куда-то ходить, чтобы САМОСТОЯТЕЛЬНО учиться.
Однако нужно в целом изменить подход, чтобы люди в ВУЗах были ближе к актуальному, чтобы в этих самых высших учебных заведениях получать полезные, а не проходные знания. Если человек будет знать, что изучаемое им в данный момент поможет ему же в дальнейшем нормально работать, да даже банально больше денег получать, он с бОльшим энтузиазмом отнесётся к учёбе. В общем, я повторяюсь, всё и так ясно.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Вопрос в другом: Что нужно изменить чтобы у выпускников была работа после выхода из университета? Молодые специалисты есть.. и есть достаточно хорошие, но нет места где бы они могли бы их применить. Вот такие люди и уезжают из страны либо занимают другие ниши где их образование и не нужно вовсе.
Болонская система предположим штука хорошая... а продолжать готовить студентов кто будет то?
Уменьшить число общеобразовательных программ? Это приведёт к созданию узкоспециализированого товарища страдающего "профессиональным кретинизмом".
Выходом было бы:
1) Убрать "обязательную необходимость посещать лекции". Если студенту нужна лекция, он на неё приходит... не нужна - не приходит. Это свободное время он бы тратил на свои нужны.
2) Повысить критерии оценивания по основным предметам. На общеобразовательные преподаватель может давать тему на реферат или эссе... в котором студенту предстояло бы сделать анализ изучаемой темы и оценивать соответсвено.
3) Каждому должно быть (!)место работы в том русле(!) который он выбрал.
4) Должны быть преподы которые находятся "в теме" того чему обучают.
5) Обучающие должны заставлять обучающихся самим находить материал... а не заставлять их периписывать материал учебника в конспекты.
6) Должна быть конкуренция между студентами за право получать образование за счёт бюджета. В Литве или Латвии, уже точно не припомню, есть такая рейтинговая система - те кто лучше учится умеют право на стипендию, ну а тот кто не вписывается сам платит обучение. И убрать в конце концов эту обязательную отработку по распределению. Это конечно то, что касается ВО.
Есть конкуренция и вакантные места - есть стимул и отдача. А когда и преспектив на будущее нет, то о какой отдаче идёт речь?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Тут следует задать вопрос: -"А хочет ли народ учиться!" Насколько знаю, большинство не учатся, а ходят на учебу ради корок. Особенно платники. Т.к. они ещё и работает некоторые. Поэтому все контрольные и т.д. тупо покупаются. Вот и вся учеба. Что тут нужно изменить? Наверное проводить экзамен при приеме на работу. Чтоб подтвердить наличие знаний, а не корок. Х.з., но это моё ИМХО.
З.Ы. про мед вузы вообще страшно думать. Уже сталкивался с такими выпускниками в поликлинике. ППц.