Новости Могилева
Могилёвские казаки организовали иордань на Лохве
19 января, в Крещение, в церквях прошли службы, во время которых освящали воду. Крещенская вода долго остаётся свежей и считается у верующих целебной. Чтобы избавиться от всех болезней и недугов, люди в этот день купаются в проруби – считается, что любой недуг после этого отступит, а человек станет бодрым и здоровым.
Крещение Господне или Святое Богоявление – большой христианский праздник, который православные верующие отмечают 19 января. Считается, что в этот день Иисус Христос был крещён Иоаном Крестителем в реке Иордан. Согласно Евангелиям во время крещения на Иисуса Христа снизошёл Святой Дух в виде голубя, а голос с небес произнёс: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Однако традиция окунаться зимой в прорубь, чтобы избавиться от болезней, имеет дохристианские корни. Задолго до появления христианства, наше предки купались в ледяной воде, считая, что это принесёт им здоровье и долголетие.
В Могилёве одним из самых популярных у верующих мест для купания на Крещение считается источник в Полыковичах. Каждый год туда приезжают тысячи людей, чтобы взять освящённой воды или искупаться в иордани – так называется место, где окунаются в воду (как правило, иордань – это прорубь, вырубленная во льду в форме креста). С каждым годом в Беларуси на Крещение оборудуют всё больше специальных мест для купания – в этом году на Лохве возле деревни Сеньково Могилёвского района появилось ещё одно такое место.
В 2011 году в Республиканскую общественную организацию «Белорусское казачество» вступило несколько человек из деревни Сеньково Могилёвского района. Именно они предложили отцу Георгию (Приход храма иконы Божией Матери Всецарица в г. Могилёве) организовать иордань на Лохве возле их деревни. Могилёвские казаки построили мостик, поставили раздевалки и приготовили горячего чаю, чтобы люди могли согреться после купания.
После того, как отец Георгий прочитал службу и освятил воду, искупаться в реке смогли все желающие, а их, несмотря на мороз -8 градусов, было предостаточно. Первыми в ледяную воду полезли сами казаки. По канону нужно окунуться трижды, крестясь и читая молитву. Однако церковь никого не заставляет досконально следовать ритуалу: многие окунались только один раз или просто умывались водой из иордани. К слову, среди купавшихся были не только крепкие и здоровые мужчины, но и хрупкие девушки, и даже дети.
Комментарии
Хорошо насмехаться над тем, что не знаешь... А мы выходцы с различных мест проживания покинувшие свою историческую родину и здесь остаемся казаками.. Наша семья , выходцы из терских казаков, нас согнала с дома война в Чечне... но и здесь находясь вдали от дома мы все равно пропитаны казачьим духом.
Вы думаете,что тут в Белоруссии не было казаков ? Уверяю вы ошибаетесь... Могилевский казачий округ создан в 2004 году. В его состав входят Бобруйский и Осиповичский городские и районные казачьи отделы, а также Могилевский городской казачий отдел РОО "Белорусское казачество". В настоящее время могилевское казачество насчитывает более 100 человек. Кстати, белорусское казачество ведет свой отсчет с 1654 года, когда царь Алексей Михайлович подписал указ о создании Чаусского и Могилевского казачьих полков.
Новинкою прошлого года стало участие в областном этапе фестиваля бобруйских казаков. Братья Петруши – походный атаман Могилевского округа РОО «Белорусское казачество» Павел Алексеевич и офицер казачьего штаба Константин Алексеевич – с помощью семейных реликвий устроили экскурс в историю казачества. С портретом их дедаказака соседствовал портрет барона Петра Врангеля. С атрибутами Красной гвардии – штыком, буденовкой, Красным знаменем – рядом находились папаха, нагайка и шашка белого офицера. Журнал «Огонек» 1914 г. с портретами героев Первой мировой войны, партизанские листовки Великой Отечественной, родовая икона Божией Матери «Троеручица», традиционная форма казаков – все вызывало живой интерес у посетителей выставки.
Белорусское казачество отпраздновало 15-летие Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество» 20 ноября отпраздновало 15-летие.
На торжества приехали казаки из России, Украины и других стран СНГ. Они приняли участие в Большом круге белорусского казачества и молебне в Храме Воскресения Христова в Минске.
В рамках празднования памятной медалью наградили духовника РОО «Белорусское казачество» (с 2002 г) настоятеля минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоирея Игоря Коростелёва.
Своей целью члены объединения «Белорусское казачество» считают возрождение социально-культурного слоя казачества в Беларуси, основанном на вере предков – православном христианстве. Каждое мероприятие казаки начинают с молитвы. В минском Радосте-Скорбященском приходе их привлекают к охране порядка в большие церковные праздники, казаки участвуют во встречах высоких гостей и помогают в подготовке храмовой территории к Пасхе и Рождеству.
Сегодня в Беларуси живут потомки казаков, знающие своих предков и выходцы из казачьих регионов братских России и Украины, несущие в душе верность Родине и своим традициям. В Беларуси казачье движение растет и укрепляется. В Минске есть обыденный – что значит поставленный за день - храм Донской иконы Божией Матери, в строительстве которого помогали казаки. Они все активнее заявляют о себе в Общественной и церковной жизни, избрав своим лозунгом - «За Веру и Отечество». /sobor.by/
Так,что прежде чем что то говорить не лучше ли просмотреть историю .Мы Надеемся , что наше дело не остановится,но и будет развиваться дальше.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
как этническое понятие, казачество никогда не существовало в Беларуси. Изучите тюркскую историю их происхождения. А по поводу чаусских казак Поклонского - изучите их состав, кого набирали... Это был не более, чем политический и отчасти экономический (освобождение беглых от налогов за службу в войске) шаг.
>>Так,что прежде чем что то говорить не лучше ли просмотреть историю
полностью согласен!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Согласна с Вашим комментарием. После революции 1917 года по казачеству,в частности по донскому, был насесён страшный удар. Так сложилась судьба всего казачества, раскидало тех, кто уцелел, далеко от родных мест. Мои близкие испытали многое: расстрелы, аресты, изгнание. У нас с сестрой в живых осталась только родная тётя, которую распределили в Могилёв( раньше существовало союзное распределение выпускников), где онапрожила 50 лет и надеемся ещё поживёт. В Могилёве похоронены моя бабушка и дедушка на Машековском кладбище. Разделить людей легко, а вот собрать воедино очень сложно. Слава Богу, что собираются казаки, да ещё в дорогом сердцу храме наших покровителей и заступников Святых Царственных мучеников.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Казаки у нас - это не более чем псевдо-историческая реконструкция. Вроде солдат Армии Наполеона, Крестоносцев. Да и в России на 90% это "ряженные", утратившие свои культурные и общественно-политические корни. Советская власть полностью уничтожила их ощественно-социальный статус. Возможно, где-то на Северном Кавказе и остались настоящие казаки, но... это Россия. А у нас это квази-фольклор.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Ну и что, что сегодня казаки в Беларуси только лишь общественная организация?! Почему вы, называющие их "ряжеными", ничего не говорите о наших остальных общественных организациях? Например, БРСМ, профком и т.д.??? В БРСМ сотни тысяч людей, а какой толк от них? Какая цель у этого движения, скажите? Что доброго она делает? А потом узнайте, чем занимаются казаки и сравните. Жаль, что это только общественная организация и нет у нас казачьего войска... А то слишком много развелось таких, кого уже пора учить уму-разуму нагайкой...
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Ребята молодцы, побольше бы таких людей!
А если по-истории, то называться казаками, это всё равно, что называться палачами для белорусского народа. Казаки на протяжение веков оставались главной силой царизма в подавлении нашей государственности и нашего национального духа. Об этом говорит и взятие Могилёва в 1654 году, когда по приказу казака(шляхтича) Поклонского вырезали более 2000 местного населения целыми семьями. А с кем воевали казаки? С поляками? Существовало государство, Речь Посполита, созданное Польшей И Литвой(территория современной Беларуси). Нигде не слышно упоминаний о насильственном вхождении земель ВКЛ в состав Польши. Странно, почему украинские казаки штурмуют именно белорусские города, но населены почему-то они "поляками".
Если посмотреть "Атлас истории Беларуси 16-18 веков" (Минск,2005г.) на странице 19 даёт диаграмму по численности населения Беларуси в 1650 году жило 2,9 млн. беларусов, а в 1667 уже 1,4 млн. Так сказалась на наших прадедах "освободительная война" 1654-1667 годов. Также подавлялись и все последующие востания.
Грамотнее называться "крылатыми" гусарами, шляхтичами, что более бы подчёркивало нашу "самасвядомасць", как белоруского народа.
То, что вы делаете - это здорово, прекрасно, традиции и т.д. Просто Белорусское Казачество для беларуса, это как испанские конкистадоры для индейцев.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Не Лохва, а Лахва