Новости Могилева
Занимательная топонимика Могилёва
Любите ли вы Могилёв? Задумывались ли вы, как проявляется любовь к этому городу? Наверное, так же, как ко всему любимому. Во-первых, к тому, что любишь, относишься бережно. Если речь идёт о городе, можно, например, банально не мусорить на улицах. Можно болеть за футбольный клуб, тем более, что он в последнее время радует… Да не просто радует, а заставляет ликовать! Можно писать любимому городу стихи и песни. Только эта деятельность опасна. Потому что на всех городских и республиканских праздниках эти песни потом звучат из каждого динамика. И город наполняется таким неперевариваемым количеством патетики, что трудно дышать и мутит. Потому что наши авторы, как правило, чуть ли не соревнуются, кто больше любит родной город или Беларусь. И рассказывают об этом с плоской прямолинейностью. Возникает вопрос, неужели в управлении культуры сидят люди с такими пошлыми вкусами? Не в обиду им будет сказано, но ведь эта совковая пошлость бетонирует наше сознание с явного согласия уполномоченных лиц. Впрочем, мы отвлеклись…
Одной из граней любви и бережного отношения к родному городу можно назвать отношение к его топонимике. Тема эта практически вечная. Многие помнят относительно недавнюю полемику по поводу того, какое название оставить пешеходной Ленинской улице. И ведь много похожих вопросов возникает. Сумятица с изменением, например, названий могилёвских рынков поражает до сих пор. Но есть ещё кое-что, что непосредственно влияет на облик нашего города здесь и сейчас. Вывески.
Речь идет не только об идиотских названиях магазинов и парикмахерских на манер «У Людмилы» или «Клава». Бывают совершенно комичные случаи. Например, если помните, было когда-то в здании гостиницы «Днепр» кафе «Битлз». Над окнами кафе красовалась соответствующая вывеска, а над входом нависал большой, полутора метров в диаметре, «пацифик» - лапка голубя в колечке, излюбленный символ мира, популярный с хиппейских времён. А вход в кафе соседствовал со входом в мясную лавку. И когда кафе по каким-то причинам перестало существовать, как и сама группа «Битлз», вывеску, разумеется, удалили. Но «пацифик» над входом остался, увенчивая вход в мясную лавку. Этот курьёз украшал центр города довольно долго, и остаётся только сожалеть, что не осталось фотографий.
Или вот был в Пожарном переулке магазин мужской одежды с жутким названием «Фобос». Честное слово, в него было страшно заходить. До сих пор думаю, что побудило хозяев изобрести такое название. Может, там хозяйничала женщина, и это намёк вообще в адрес всех мужчин? История умалчивает. Но об исчезновении таких вывесок жалеть не приходится. Жалость вызывают другие случаи.
В последние годы в Могилёве появились целые сети магазинов, такие как «Перекрёсток», «Белмаркет». В больших гастрономах широкий ассортимент продуктов, и это хорошо. Горожане знают их и с удовольствием туда ходят. Но часто эти магазины появляются на месте советских гастрономов. А у тех были свои названия. Можно понять нынешних хозяев, которые гордятся успешностью своих магазинов и дорожат фирменными символами. Но горько, что потеряно название магазина «Театральный». Почему? Просто, из любви к городу. Это было очень уместное название магазина. И в него постоянно заходили актёры. А сколько поколений студентов прогуливало занятия, выходя в открытый «Космос» - замечательный гастроном с кафетерием на улице Космонавтов, напротив главного корпуса пединститута!
Сейчас на месте названий этих магазинов висит зелёная авоська – фирменный символ «Белмаркета». Безликий и неинтересный. Неужели это так сложно для хозяев – присовокупить свою авоську к историческому названию, не изменяя оное? Неужели это так бьёт по самолюбию? И вообще, думается, было бы здорово, если бы изобретатели городских топонимов прислушивались к народному мнению. Если не ошибаюсь, так обрёл название «Красный» магазин на Фатина. Почему бы не назвать так магазин на микрорайоне МИР-1, который и без того все называют грязным? Да, он сейчас один из самых чистых в городе, но это название имеет под собой какую-то историю. А идти в место с историей всегда интереснее, чем в зелёную авоську.
А чего стоят одни только народные названия районов! Представьте себе: кафе «Абиссиния», бар «Семь ветров», клубы «МИР-1» и «МИР-2», питейное заведение «Восьмой кирпичный» с соответствующим коктейлем, подаваемым только в нём… Такие названия имеют смысл, и тем глубже этот смысл, что он замешан не на какой-то красивости, которая взбрела в голову владельцу, а на местных реалиях, фольклоре и т.д.
Так любите ли вы Могилёв? Хотите, чтобы город имел своё лицо? Сберечь то, что вам дорого в нём? Часто достаточно просто сохранить то, что уже есть, чтобы это несло уникальный смысл и привлекало внимание. По крайней мере, если вопрос касается занимательной топонимики…
Timer
Фото Олега Шпаковского
Неужели закончились темы для написания статей? Столько букв и ни о чём.
Если статья была написана для того, чтобы показать как автор "мастерски" и сходу придумывает названия для кафе/питейных заведений или похвастаться знанием семитского слова (Ух! Как по-могилевски!) "Абиссиния" - то право не стоило. Ни то, ни другое не впечатлило. Названия предложенные автором как минимум унылые, пример с магазином "Красный" показательный (к народному мнение в данной области лучше не прислушиваться).
Клубы "Мир-1" и "Мир-2" - что это ещё за сеть ночных клубов для космонавтов?
питейное заведение "Восьмой кирпичный" - питейное заведение для строителей?!
"Семь ветров" - ?! Ностальгия по прериям или ковбойским фильмам?!
"Абиссиния" - без комментариев. O_O
P.S.
"facepalm"