Новости Могилева
WONDER SPAK: «Сильный герой выживет сам по себе»
Их песни погружают в мир сказки и приключений. Фантастические и реальные образы тесно переплетены в сюжетные канаты чувственных мелодий. Их ритмы и рифы заводят с пол оборота, а экспрессивный вокал и эмоции сбрасывают души слушателей с маленькой планеты в безграничные просторы космических пространств. Джедаи и неоромантики, любители экспериментов и почитатели основ, безвременные философы и проходимцы мира, которые способны заинтересовать даже пассажиров канатных дорог. Всё это умещается в чудесный набор букв: Wonder Spak. Сегодня наш разговор с вокалистом группы – Павлом «Лукасом» Лапиковым.
Wonder Spak - молодая могилевская группа, образованная в 2009 году. Лауреаты фестивалей ВТОРОЙ ЭШЕЛОН-2010 и MASS MEDIUM FEST-2010. Состав группы:
Паша Лукас – тексты, голос
Роман Опалев – барабаны
Дима Зверь – гитара
Леш Кожарский – гитара
Смит – бас
- С чем связано название вашей группы?
- Ни с чем не связано. Ничего не значит. Абсурдный набор звуков.
- Расскажи об участниках вашего коллектива. Кто чем занимается?
- Я работаю почтальоном, у меня много свободного времени, чтобы думать о том, о чём мне нужно думать. Скоро университет закончу. Гитарист наш Леша Кожарский уже закончил - он дипломированный инженер. На бас-гитаре – Смит - тоже закончил. Еще Роман Опалев на барабанах и на второй гитаре – Дима Зверь.
- Есть ли у кого-нибудь из вас музыкальное образование?
- Нет ни у кого. Смит там чего-то на баяне играл, но ничего не заканчивал. Думаю, что никто уже ничего и не закончит (смеётся).
- Каким ты видишь вашего слушателя?
- Музыка у нас сплошь на эксперименте завёрнута. Понятно, что человек, которому нужен привычный звук и понятное, доступное, народное, вряд ли это будет слушать. Слушатели Wonder Spak - экспериментаторы. Мы эксперимент, они эксперимент, без снисхождений, без иронии. Нам интересно, им интересно - этого достаточно.
- Как считаешь, можно ли заработать музыкой в наше время?
- А нужно ли к этому стремиться?..
- Т.е. должна быть профессия, а музыка получается как хобби?
- Тут дело в самом подходе. Конечно, хотелось бы заниматься музыкой и не отвлекаться от неё. Хорошо, если это получается. И все. Этого достаточно. Остальное приложится само собой. Всё, что тебе полагается, само придёт, не надо ничего просить, ни за кем бегать, не пиарить себя, не соваться в каждую дыру. Ты стоишь ровно столько, сколько стоишь. Надо понять это и успокоиться.
- Творчество это работа?
- Нет. Работа - это когда ты выполняешь определённый род операций изо дня в день, не важно где: на заводе пружины гнёшь, или бумаги перекладываешь с места на место, или пишешь те же бумаги. А тут всё аморфно, прозрачно - тут нельзя работать.
Перфекционизм, максимализм - дурацкие чувства, на самом деле оба понятия только мешают в творчестве. Они останавливают, стопорят, желательно от этого отказываться, потому что безупречность в музыке не интересна. Гораздо интереснее, когда неровно всё. Профессионализм – это на работе. Когда тебя интересует твоя ставка, оклад, ты изо дня в день зарабатываешь деньги, вот там да, профессионализм тебе помогает. А в творчестве это совершенно неприемлемо и не нужно.
- Что для тебя музыка?
- Это непостоянство, метаморфозы, переходы из одного состояния в другое, но это ни в коем случае не стабильность. У нас так, пожалуй, и в песнях, в текстах, в музыке. Мне нравиться переворачивать с ног на голову, наизнанку, превращать одно в другое, больше цвета, больше звука. Нет смысла… точнее есть смысл, но можно петь не только о том, что вокруг, а можно петь как раз таки о том, чего вокруг нет, не бывает - это интересно, это здорово. И тогда понимаешь, что в принципе всё бывает – возможно всё.
- Как у вас происходит рождение песен? Что сначала появляется: музыка, слова? И как ты определяешь, что вот это - песня, её необходимо исполнить?
- Чаще появляется текст, а потом музыка. Не всегда получалось так, что песню получается такой, как я себе представлял. Вот я приношу текст на репетицию, чего-то пробуем, и тут кто-нибудь предлагает совершенно другой вариант, и я понимаю «блин, вот оно! В 20 раз круче, чем я думал - то, что надо!»
Бывает, что появляется музыка, и на нее ложиться готовый текст. Но никогда текст не придумывался у нас под конкретную музыку. Я всегда нёс готовый вариант, в котором - максимум, ну… разве что немного можно подправить.
- Что по-твоему важнее - текст, музыка или гармония составляющих?
- Гармония. Были случаи, когда я писал текст, и наступало такое состояние радости, воодушевления, что меня просто распирало от счастья. Но постепенно это чувство отмирало, остывало… А с музыкой получалось так, что она давала гораздо более долгую жизнь тексту. Музыка и текст - очень сильный союз, сродни чему-то сакральному, какому-то ритуалу. Я думаю, что музыка - из древности, из каких-то ритуальных вещей. Похожие ощущения испытываешь на концерте, когда тебя с головой накрывает и уже не важно, что сейчас будет, как на тебя посмотрят… Не важно живой ты после будешь или мёртвый – все главное происходит сейчас, а все лишнее забывается.
- Ты считаешь себя современным?
- Как бы да, я живу в XXI веке, я пользуюсь технологиями и не чураюсь ничего. Но при этом мне больше удовольствия доставляет ходить пешком, чем ехать на машине. В конце концов у меня есть ноги, вот они для этого и нужны. Есть руки, чтобы что-то ими делать. Ведь мир со своей современностью и развитием набрал такую скорость, что поспевая в его ритме ты просто перестаёшь замечать, что происходит вокруг. Имеет смысл идти медленнее, осторожнее. Тогда начинаешь замечать мелочи, и часто мелочи становятся главными...
- Можно ли сказать, что вы творите вне времени и пространства?
- Да, скорее так. Тут рванули на сто лет вперёд, посмотрели как всё будет, восхитились, и тут же обратно в пещеры - мамонта есть. Основное правило, если можно его назвать правилом, – никаких правил.
- Духовное по-твоему ценней, чем материальное?
- Естественно! Я все мозги пропилил группе по этому поводу. Возникало порой ощущение, что на меня смотрят как на религиозного фанатика (смеётся). Лёша меня даже «соломенным енотом» обзывал по этому поводу.
- Что тебя вдохновляет?
- Всё подряд: книги, музыка. Всё, начиная от живых людей и окружающего мира, заканчивая внутренним миром. Главное себя не подгонять, оно рано или поздно всё равно появиться на свет.
- Есть хобби?
- Книжки читаю.
- А что из последнего можешь порекомендовать?
- Последнее, что я прочёл: есть такой детский писатель, ну не знаю на сколько его можно считать детским, Владислав Крапивин. Отличнейшие три повести «Крик петуха», «Белый шарик Матроса Вильсона» и «Сказки о рыбаках и рыбках». До этого был Оруэлл «1984». Ещё были Марина и Сергей Дяченко – «У зла нет власти» трилогия – хорошие, интересные вещи. Еще Пелевин был хорош и в первую очередь тем, что он бескомпромиссен, беспощаден к своим персонажам. Он их не жалеет, готов смешать с чем угодно, угробить, уничтожить… Я с ним согласен - не нужно жалеть героя: сильный герой выживет сам по себе. Он уже живой персонаж, он готов к приключению.
- Что тебе понравилось из музыки в последнее время? Что слушаешь сейчас, что для себя открыл?
- Скорее дооткрыл до конца последние альбомы Nick Cave and the Bad Seeds. Я раньше был знаком с ними, а сейчас окончательно подсел. Ещё Arctic Monkeys - сначала не понравились, показались дубовыми и неинтересным, а со временем рассмотрел в них здоровские вещи. Если говорить об отечественной музыке, то это Аукцион, Аквариум, Сплины. Аукцион - неровный, неправильный. БГ - ирония, юмор, интеллект. Васильев - чистый, откровенный в подаче. Пожалуй, Васильев ближе всего к людям. Из западного мне очень понравился дуэт, который я изначально услышал на «Белых крыльях». Был такой ЦЖРовский благотворительный концерт в помощь детскому хоспису. И там между участниками включали дуэт, французский по-моему, AaRON - Artificial Animals Riding on Neverland по-моему так. Здоровский альбом, я с него не сползал, закручивал в голове, напевал постоянно. В Интернете недавно увидел, что у них осенью будет второй альбом – очень жду, думаю будет здоровски. Последний альбом Massive Attack слушал месяца три. А вот MUSE испоганились, опопсели, пусть на Евровидение идут петь. Их музыка очень для этого подходит - стадионная.
- А фильмы?
- Последний фильм, который я посмотрел, и который удивил меня до невозможности – «Семь самураев» режиссёра Куросавы. Если не ошибаюсь, этот фильм 1952 года, он чёрно-белый, но уже со звуком и это просто очень могучий фильм, по-настоящему сильный. Я смотрел и проникался любовью ко всем типажам, персонажам, которые там есть, потому что там есть чего поискать, есть чему поучиться. Отличное кино.
- Какие качества в людях ты ценишь больше всего?
- Тут я не буду склоняться в сторону хороших качеств. Бывают даже плохие люди, смотришь - ну мудак мудаком, в край, но даже он бывает интересен, потому что его можно рассматривать отстраненно, как художественного персонажа. Это вроде того как ты смотришь кино, и там есть убогий, но харизматичный злодей, и ты получаешь удовольствие. В принципе, на жизнь стоит смотреть также - можно затаить обиду на кого-то, кто тебе в душу нагадил, а можно использовать происшедшее, как бесценный опыт, а на этого нехорошего человека смотреть… ну как на Саурона (смеётся). Я ориентируюсь на интересные типажи. Серые и пустые люди мне скучны. Хотя… тоже нельзя вот так людей оценивать и судить. Мне бы не хотелось этого делать.
- А как ты преодолеваешь трудности в своей жизни?
- Да, у меня бывает в каких-то экстренных ситуациях панические состояния. На сессии, на учёбе, бывало паники, криков, истерики… ну совсем как у обычного студента. А бывали ситуации, когда я на удивление становился хладнокровным, спокойным, принимая мир таким, каков он есть. Успокоился и пошёл дальше. Вот так было со Вторым Эшелоном и с Масс Медиумом в этом году. Зная свою нервозность, раздражительность, я ожидал жуткой паники, стрессов на сцене. А результат оказался противоположным. Мы с Лёхой даже про это говорили, когда вышли на сцену: я подошёл и что-то там попробовал в микрофон, и понял что это в 200 раз лучше чем то, что у нас до этого было на репетициях. Лёша говорил, что включил гитару, услышал звук, и тоже понял, что он на своём месте, что инструмент уже из рук не выпустит.
- А есть какие-нибудь планы на будущее? Занимаешься планированием? Или всё само по себе течёт?
- Всё само собой течёт, никаких планов. Меньше всего хочется, чтобы моя жизнь превратилась в какую-то, карьеру, работу, штамп. Меня это убивает, гробит. Я часто переживаю по этому поводу, когда вижу это на других людях. Все эти стереотипы, шаблоны… как всё это усваивается, переваривается... Но, опять же - это опыт для меня. Вот у БГ даже песня такая была «Искусство быть смирным». Главное – это научиться всё принимать как должное. Это свойственно многим мировым религиозным течениям.
- Что бы ты хотел пожелать своим слушателям и читателям этого интервью?
- Мне хотелось бы, чтобы люди были живыми, не толстокожими - убитыми для ощущений. Хочу, чтобы люди были открыты для музыки, по-настоящему чувствующие. Не всегда бывает так, что музыка располагает к этому, но хотелось бы, чтобы люди были непредвзятыми. Сильными! Не в плане какой-то грубой силы, а в плане своей уверенности и потенциала. Чтобы не процветали в невежестве, глупости. Порой всё это кажется настолько простым, что не понимаешь - зачем люди все так усложняют?..
Беседовал: Алексей Щербаков
Их песни погружают в мир сказки и приключений. Фантастические и реальные образы тесно переплетены в сюжетные канаты чувственных мелодий. Их ритмы и рифы заводят с пол оборота, а экспрессивный вокал и эмоции сбрасывают души слушателей с маленькой планеты в безграничные просторы космических пространств.
АВТОРА!! АВТОРА!! и его делянку, можно и без автора