Новости Могилева
О спектаклях M.@rt.контакта: Гоголь. Перезагрузка от "Коляда-театра"
Коляда – живой классик, один из гвоздей форума в этом году. Его появление – завершение гештальта: на прошлом М.@rt.контакте Коляды по каким-то причинам не было, хотя его ждали и хотели. Свершилось. В летопись форума внесено ещё одно громкое имя.
Коляда приехал сам, привёз «РевИзора» и мастер-класс. С ним мало кто разговаривал, но магическим образом все ощущают присутствие этой личности. Происходит это на уровне «Коляда – это голова!». Впрочем, такие разговоры слышны в служебной части театра, в своей специальной среде. Но театральные специалисты – это ещё не весь М.@rt.контакт. У обычной зрительской молодёжи форума к Коляда-театру нет никакого такого заочного пиетета. Даже наоборот, наслушавшись громких речей, эта молодёжь склонна относиться к одному из фаворитов с особо пристальным вниманием и недоверчивостью. Думается мне, для Коляда-театра это даже хорошо – можно рассчитывать на вдумчивое отношение целевой аудитории форума.
Спектакль, конечно, мощный. Но нетривиальное прочтение Гоголя, в котором, кажется, больше Коляды, чем Гоголя, может как привлечь, так и отпугнуть. Имеет ли право Коляда превалировать над Гоголем – старый вопрос. Полагаю, имеет, если, как ни громко это звучит, сумеет расширить пространство Гоголя, не нанося ему ущерба. И ведь получается: действие построено словно параллельно тексту, связь между ними как будто условна – и это придаёт спектаклю иносказательности и вскрывает неожиданные смыслы в тех измерениях, которые были недоступны Гоголю. То есть Гоголь не перестаёт существовать, но становится как будто частным случаем Коляды, как, например, физика Ньютона является частным случаем физики Эйнштейна, или геометрия Эвклида легко укладывается в геометрию Лобачевского. Здесь параллельные прямые могут пересекаться сколько угодно. Коляда сдвигает не только ударения в словах – сдвиг по фазе происходит во всём: формальная логика перестаёт работать, но это не значит, что её вообще нет. Если уметь видеть во всём текст, особый язык, то понятно, что «РевИзор» - замечательная текстуальная игра, которую так и хочется обозвать постмодернистской. Перед нами вкусная режиссура, в которой нет ничего случайного и всё заточено на исполнение замысла. Коляда даже не сам создаёт правила этой игры. В компьютерных играх часто предлагается выбрать или «построить» себе персонажа из готовых элементов и определить условия его обитания. Именно это и происходит в спектакле: автором задаётся почти лубочная реальность и особая эстетика, выбираются образы персонажей. Гоголевский текст является этакой программой игры, из которой не выпрыгнуть, но как пойдёт игра, предугадать трудно. Да, в конце придётся сразиться с боссом, но в какой форме и с каким оружием подойдёт герой к последнему уровню, зависит от мастерства игрока. В нашем случае игрок виртуозный и тонко чувствует природу игры, умея наслаждаться процессом, а не просто стремясь поскорее всё пройти.
Коляда – человек смелой фантазии. Не отнять у него и умение делать текст предметным и осязаемым. Грязь, которую автор (Не Гоголь. – прим. наборщицы.) – не хочу называть Коляду режиссёром, хочу автором – извлёк из платоновского банка идей и юнговского чемодана архетипов, становится чем угодно. Грязь – это гипертекст, первослово, первоматерия, плазма, принимающая любую форму. Это не единственная материя спектакля – есть ещё, например, загадочная пыль в кадиле Хлестакова… Спектакль вообще щедро наполнен символами, параллельными пересекающимися текстами – во всём этом можно с удовольствием копаться, находя всё новые и новые смысловые пласты. Но в построенной многомерной реальности работают принципы структурализма, а значит число смыслов неизмеримо, и каждому позволено искать свои – было бы нечестно их навязывать.
Ещё в спектакле хорошо и комфортно актёрам. Многомерная реальность позволяет почти любую актёрскую дурку в очень гибких рамках свойств, заданных опциями программы и выбранных игроком. Совершенно чудесный состав, интересные роли, осмысленное существование – и это доставляет.
А теперь главные вопросы. Почему нужно смотреть этот спектакль? Потому что в нём происходит замечательная актуализация Гоголя. Потому что Коляда не побоялся удалить тромб, много десятилетий закрывавший кровоток, несущий в Гоголевский текст необходимую для его правильного понимания религиозную составляющую – пусть это и сделано спорно. Колядой – не Гоголем. Спорно, с точки зрения религии – не произведения. «РевИзор» - гигантски объемлющий, глубоко эстетский текст, удивительно современный мировоззренчески и философски. Может, и есть некоторые сомнения в молодёжности этого спектакля и попадания его в формат форума, но плевать на формат, если удаётся увидеть произведение такой мощности. А смелости и масштабу, с которыми это произведение создано, можно поучиться и молодым.