Новости Могилева
Личность без культа: Екатерина Аверкова - главный режиссёр Могилёвского драмтеатра. Часть 1
Как мы обещали ранее, рубрика "Личность без культа" будет постоянной на нашем сайте. И уже сегодня мы рады познакомить вас с ещё одной личностью, которая достойна внимания, причём самого пристального. Именно от неё зависит то, какой облик будет иметь культурная мекка Могилёва - Драматический театр. Итак, знакомьтесь: Екатерина Аверкова, главный режиссёр. Екатерина - чрезвычайно интересный собеседник, и беседа с ней вышла такой увлекательной и продолжительной, что за время интервью наши корреспонденты успели уговорить аж три котелка чая! Так было решено представить главрежа и вам, дорогие читатели - в трёх частях. Вашему вниманию - часть первая.
br>
- Досье
br>
Зовут: Аверкова Екатерина
Пол: женский
Возраст (на момент интервью): 26 лет
Вес: 57,8 кг
Рост: 172 см
Цвет глаз: карий
День рождения: 02.02.84
Родной город: Минск
Любимая вещь: теплые носки
Любимая вредная привычка : сомневаться
Любимое место: океан, побережье
Достижение: режиссер года 2009 (интернет-портал "Театральная Беларусь")
Мечта: хочу лошадь и усадьбу с лесом
Биография Екатерины Аверковой.
Боевой принцип Екатерины Аверковой: «Для того чтобы достичь многого, нужно хотеть невозможного»
Говорят, Аркадий Гайдар командовал полком в семнадцать лет. Правда, полк был запасным, и в военных действиях ему участвовать не особо приходилось. Впрочем, для того, чтобы сделать такую карьеру, надо было стать бойцом Красной Армии в четырнадцать лет… Екатерина Аверкова, новый главный режиссёр Могилёвского драматического театра – самый молодой главреж в Беларуси. И едва ли не самый молодой главреж репертуарного государственного театра за всю театральную историю нашей страны. Полк у неё не запасной, а самый что ни на есть боевой и заслуженный – ведущий активные бои на линии художественного фронта. И пусть не смущает скептиков появление во главе этого полка девушки – есть у неё и командирская хватка, и тактическое воображение, и боевой опыт. Вот такой разговор произошёл в штабной землянке в редкие минуты затишья перед боем, когда ещё можно позволить себе неторопливо попить крепко заваренного, пропахшего порохом чая с трофейным сахаром, тем более что на столе уже вовсю дышит паром крутого кипятка
котелок первый…
- Интересная у тебя биографическая справка. Впечатляет. Много где успела поучиться...
- Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, театральный класс школы № 170 под руководством Анатолия Костецкого. Потом поступила в Белорусский государственный институт культуры. Проучилась там год. Не поступила в Академию с первого раза. К тому времени я твёрдо решила, что точно буду актрисой. Был набор на актёров театра кукол. И меня не взяли. Поставили мне два по сценической речи в первом туре, что послужило причиной жуткого стресса. Не верилось, что я такая уж бездарность. А потом узнала, что просто не подходила по фактуре: им не требовались драматические актрисы. После этого мама заставляла меня поступать в институт культуры. Я сказала, что ни за что в жизни туда не пойду, буду год работать, а потом опять поступать на актёрский, тем более что в Академии сказали: «Приходите в следующем году». Но мама убеждала, что год без дела бодяться не стоит – нужно поступать на театральную режиссуру в институт культуры. Я говорю: мама, режиссёр - это такой дядя с бородой с тремя образованиями, а на меня посмотри!.. Ещё нужно было сдавать режиссёрскую экспликацию, а что такое экспликация, я понятия не имела. На подготовку оставалось две недели. И я сидела безвылазно. А набор был десять человек на место, и восемь из них - целевых. Фактически могли взять только двух человек из Минска. Ну и поступила с уверенностью, что отучусь здесь год, а потом уйду на актёрский… И попала к замечательному педагогу по режиссуре, художественному руководителю курса, мастеру Абрамову Модесту Модестовичу. Кроме того, у меня были потрясающие педагоги. По сценической речи – Стародубова Людмила Евгеньевна. Повезло мне: я застала театральную легенду – Бутакова Александра Ивановича, он преподавал у нас мастерство актёра. Сцендвижению учил тоже уже ныне покойный Лаврухин Владимир Иванович… А Модест Модестович Абрамов – это такой математик режиссуры. Он за полтора месяца влюбил меня в профессию. Так что на следующий год я поступала уже в Белорусскую государственную академию искусств на специальность - "Режиссура драмы".
- С младых ногтей ты училась в необычных школах. Как я понимаю, это следствие чуткого руководства родителей, которые целенаправленно тебя вели к творчеству?..
- Когда мне было четыре года, я попала в школу раннего развития ребенка… Думаю, в каждом городе такие есть… То есть, родители имеют возможность в выходные отправить ребенка во дворец искусств, где он обучается по четырём предметам: пение, рисование, английский язык и танец.
- Удобно - и родители в выходные свободны…
- Именно так… Вот меня и отдали в эту школу. Всё было замечательно, мне всё нравилось, и я проявила большую склонность к рисованию. Стало понятно, что впоследствии буду поступать в художественную школу. Потом в детский сад пришли люди из музыкальной школы, прослушали меня и сказали родителям: «Вашу девочку нужно отдавать к нам». Мама спросила: «Куда ты хочешь?» Я сказала, что и туда, и туда. А в итоге пошли, куда ближе - в музыкальную школу. В художественную же ещё ездить нужно было… Можно сказать, что в моей семье нет «художественно направленных» людей. Мама по образованию преподаватель биологии и химии. Папа – ученый, тоже биолог. Дедушка – водитель, бабушка – швея… Спасибо большое маме за то, что она меня всячески поддерживала. Попав в музыкальную школу, я начала заниматься в музыкальном театре, позже поступила в Детскую музыкально-театральную студию «Классик» при Академии искусств. Было очень сложно, так как настали перестроечные времена. Мама зарабатывала деньги для того, чтобы дочь занималась, только потому, что мне это нравилось. Наверное, тогда я не сильно это ценила, а сейчас очень. Платить за развлечение ребенка пятьдесят долларов в месяц в то время было очень дорого.
- Когда я смотрю на твою биографию, в голове возникает такой образ: суровые родители решили, что дочь обязательно будет творческим человеком. Так ли это?
- Нет. Мама была единственным человеком, который меня сильно поддерживал, все остальные вокруг отговаривали. Опять таки девяностые годы, театр в упадке… В залах в то время было мало людей, прекращалось финансирование, многие актеры уходили в пьянство из-за низких зарплат, из-за недостатка работы и так далее… Актёрская профессия была совершенно не денежной перспективой. Был даже период, когда я думала, что не стоит заниматься театром – и стала готовиться поступать на психологию, которой тогда увлекалась. Я заканчивала девятый класс музыкальной школы и собиралась в лицей при БГУ, но не поступила, потому что заболел живот во время диктанта - не высидела на экзамене. (общий смех). И очень рада этому… Помню ещё, не сказала маме… И тут мне позвонили и сообщили, что есть такая театральная школа, где педагог Костецкий Анатолий Владимирович набирает театральный класс. Я поняла: всё, хочу туда. Школа была на другом конце города. Добираться до неё нужно было полтора часа. Я поехала, поступила и благополучно её закончила. Надо сказать, это был мой самый важный первый педагог. Вот если бы дети попадали к нему, - наверное, у нас было бы очень много талантливых молодых специалистов. Достаточно сказать, что Женя Корняг – мой одноклассник. Наталья Кирсанова, известная телеведущая и актриса – моя одноклассница. Юра Диваков, актер театра кукол, закончивший сейчас питерскую академию, – мой одноклассник. На класс старше у нас тоже училось много известных сейчас людей: Лена Дубровская, Дима Ратомский, Настя Соловьева, Аня Ачаповская, Женя Юркевич – солист филармонии… Когда из пятнадцати человек четыре занимаются профессией – это неслабо.
- Хороший педагогический КПД… А с животом, значит, Бог помог…
- В принципе, да. (смеется).
- Значит, в академию ты уже шла осознанно и целенаправленно…
- Я знала, что буду там учиться, ещё когда занималась в театре-студии у академских педагогов: Мищанчука Владимира Андреевича, Коляды Андрея Андреевича, Филатовой Марины Викторовны, Адамчикова Паши, Монаковой Лидии Алексеевны - и не принимала никакого другого заведения. То есть я в одиннадцать-двенадцать лет прошла хороший первый курс академии. Это была замечательная школа. На первом курсе мне нечего было делать: я всё помнила ещё со студии - нас на самом деле здорово готовили.
- Во время учебы в академии ты и начала заниматься первыми проектами?
- Конечно, в академии… Сейчас прозвучит, как будто я хвастаюсь, но, на самом деле, это не хвастовство, а довольно реальная оценка фактов. Я училась в академии, потом преподавала в ней, наблюдала различные режиссерские курсы... Могу сказать, что наш курс был в чём-то особенным. Не знаю ни одного курса, который бы столько работал. Нас было восемь человек. Трое ушли с первого курса. Осталось пять. Один парень погиб… Получилось, что весь курс – четыре человека. При таком количестве людей мы дрались за аудиторию, за репетиционное время. Я не вру, мы дрались! И работали очень много. Художественным руководителем у нас был Абрамов Модест Модестович. Через полгода он ушёл из академии, или его ушли… Нас приютил Луценко Борис Иванович. И так вышло, что Борис Иванович пришёл со своим педсоставом, а педсостав, который набирал Модест Модестович, у нас также остался. Таким образом, у нас было два педагога по режиссуре, два педагога по мастерству актёра и так далее… То есть, мы шли по удвоенной программе – не хотелось ни от кого отказываться… Кроме того, получилось, что на курсе не было случайных людей, а только те, кто целенаправленно шёл на освоение профессии, понимал, зачем она нужна, и на эту профессию работал, собираясь связать свою жизнь с театром и реально осознавая, что ему предстоит, не питая никаких иллюзий.
- Фамилии нам знакомые?
- Это Егор Лёгкин – ныне режиссер Минского ТЮЗа, а до этого он работал актером театра киноактёра. Это Таня Наумова – она сейчас живет в Германии и занимается там фестивальной деятельностью. Это Оля Соротокина, режиссер РТБД – сейчас она заканчивает магистратуру в центре Мейерхольда. Надо сказать, это был первый курс за долгие-долгие годы, когда все, закончившие академию, сдали дипломные спектакли в государственных театрах Минска. Я ставила «Оскар и Розовая Дама» в русском театре…
- Но по биографической справке я вижу, что это третий твой спектакль. Я так понимаю, до этого было ещё два. Расскажи, пожалуйста, о них.
- Просто первые спектакли я ставила ещё в академии… Не учитываю программные студенческие работы. «Кысь» Татьяны Толстой – это то, чем я заболела, что мечтала поставить. И то, что мне не дали в своё время поставить в академии, сказав: «Знаешь, в рамках обучения нам нужно кое-что другое». Так что моя первая постановка началась с хитрости: я прознала, что в академии есть смотр самостоятельных работ студентов, в котором практически никогда никто не принимал участия. И под это дело замутила премьеру спектакля. Заняты в нем были четырнадцать человек из шести различных курсов. То есть, это самостоятельная работа и этих актеров тоже.
- Это же поднять надо было всех…
- Да!.. Ставили мы его год, даже чуть больше. И в 2005 году, в конце апреля - начале мая выпустили. Спектакль стал сюрпризом даже для моего художественного руководителя…
- То есть он не знал?..
- Ну да. Он же запретил мне его ставить – как я ему скажу?! (смеется) Я просто пригласила его на премьеру самостоятельной работы. Поэтому, когда Борис Иванович пришёл и увидел целый зал народу – а до этого он хотел выгонять меня с курса – он сказал: «Катя, вы возродились»… Так я возродилась… «Кысь» - моя первая большая самостоятельная работа на базе студенческого театра.
- Кстати, ты говорила, что инсценировка твоя…
- Моя. (улыбается).
- Вспоминая роман, смутно представляю, как его можно перенести его на сцену…
- Оказалось, как-то вот можно… (улыбается).
- Спектакль «Кысь» шёл два года в театре им. Евстигнея Мировича… А второй твой спектакль – «Маленький принц» - ты ставила уже не втихаря от руководителя?
- Нет. Вообще, это была дипломная работа нашего курса по мастерству актера. Всех четырёх человек…
- Вы выступали как режиссёры?..
- Нет, как актёры. Режиссёр обязан пройти школу актера, иначе как же он будет ставить. Если режиссёр не актёр, он плохой режиссёр… В драматическом театре… Но я выступила как режиссёр этого проекта. Инсценировка тоже была моя.
- «Маленький принц» - отличная сказка не только для детей. Не хотелось бы восстановить этот спектакль на сцене Могилёвского театра? Это было бы интересно не только детям, но и взрослым.
- Пока нет. Честно говоря, я испытываю содрогание при мысли, что нужно что-то ставить ещё раз.
- Зато ты можешь теперь предложить еще кому-нибудь.
- Теперь да…
Продолжение разговора с Екатериной Аверковой
материал подготовили Иван Добрый и Лена Василевская
Рисунок Елана Падеус
мда. такая не глупенькая и симпатичная вроде. не замужем?