Новости Могилева
Чтение №4. Быть или не быть спектаклю?
В это воскресенье на Малой сцене театра читали две пьесы минского драматурга Константина Стешика, а именно: «Один» и «Детский С-Ад». Мест в зале оказалось меньше, чем пришедших на читку зрителей. Но тех молодых людей, кого сия участь постигла, перспектива отстоять Чтение не испугала. К сожалению, автор пьес приехать в Могилёв все-таки не смог, однако присутствовала на четвёртой читке театральный критик, доктор филологических наук Татьяна Дмитриевна Орлова.
Наконец, после солирования Екатерины Аверковой, в работу проекта включились другие режиссёры. На этот раз над Чтением работал Владимир Петрович. По словам Владимира Алексеевича, с этим драматургическим материалом он познакомился ещё в 2005 году, через год после его написания. «Да, эта тема – больная для меня. Тема смерти и самоубийства, ухода из жизни именно таким способом. Но тогда, познакомившись с пьесами этого драматурга, я решил для себя, что на сцену выносить их не буду. А вдруг найдётся в зрительном зале человек, который действительно решит, что самоубийство – это выход. И кто я после этого? Преступник! Здесь разговор идёт уже на уровне морали и обо всем нам известной ответственности художника».
В отличие от «Диалогов» Александра Казелло, пьесы «Один» и «Детский С-Ад» были прочитаны без антракта. А обсуждение получилось незатянутым и конструктивным.
«Один» - пьеса об одиночестве, внутренней пустоте, страхе перед этой самой пустотой и попытке её преодолеть. Преодолеть как пропасть. На протяжении десяти лет Миша, которому уже стукнуло 32 года, приходит на крышу своего дома и проводит там свои вечера. И что его преследует всё это время? Ничем не выдающееся слово – один. Оно его не мучает, нет. Оно определяет всё его бытие. Слово один, не допускающее как будто бы слово два. И что остаётся таким же как и он, одиноким, в мире, где все держится на слове два? Постигать пустоту, пустоту-пропасть, которой нет в слове один, но она есть в двойке. Постигать пропасть.
«Мы рассказали о больном, - сказал на обсуждении Владимир Петрович,- о теме, которая волнует каждого. На сегодняшний день я, наверное, взял бы этот материал для постановки. Так как мы нашли какой-то выход. Иной, нежели самоубийство главных героев. Хотя концовка пьесы двусмысленная. И остаётся под вопросом, покончили ли с жизнью главные герои, спрыгнули они с крыши, на которой встретились, или нет? Пьесу «Один» мы с актёрами выкручивали на позитив. Это была моя установка».
«Детский С-Ад» - пьеса опять-таки о пустоте, но в простоте и бесконечности. Как создать Ад на сцене? Отсутствие декораций, а из реквизита – два стула! Чем проще, тем лучше. Действие теряется во времени, проваливаясь в бесконечность. И в этой же бесконечности - мужчина и женщина, вынужденные разговаривать друг с другом: она - его наказание, он – её. Ад? А если вечно говорить только с самим собой? Может быть, это больше похоже на него, на этот самый ад?
«Мы поговорили ещё раз о нашей жизни. Человеку плохо одному и вдвоём с кем-нибудь – тоже плохо, - так рассуждала Анастасия Задорина. - Написана пьеса «Детский С-Ад» достаточно прямолинейно. Эта драматургия может быть как интересна зрителю, так и нет».
Опасно ли читать Константина Стешика самостоятельно? Не лучше ли посмотреть спектакль, поставленный по его пьесам? Насколько реальна постановка такого драматургического материала на сцене Могилёвского драматического театра? Именно эти вопросы живо интересовали зрителей на обсуждении.
Такая драматургия - несомненно, формат Малой сцены. И Владимир Петрович подтвердил, что на сегодняшний день готов поставить этот материал, если его захотят посмотреть хотя бы 300 человек. Актёр Игорь Ломанович, читавший роль Максима («Детский С-Ад»), заметил, что зритель услышал не что иное, как рассуждение на тему. Проблема, поднятая автором в этой пьесе, банальна. И ничего нового не даёт и не открывает. «Но я люблю такие рассуждения, - продолжил Ломанович. - Мы давно всё это знаем, но просто забыли. А сейчас – вспомнили. Я не нашёл в этой пьесе выхода. Он был известен мне и так… Человек рождается один и умирает один. Всю свою жизнь мы ищем в других себя, но находим лишь похожий внутренний мир. Нет одинаковых людей. Каждый из нас уникален по своей сути».
Завершила обсуждение Татьяна Дмитриевна Орлова. Известный театральный критик не без тревоги констатировала, что Беларусь находится на втором месте по числу подростковых самоубийств. На первом – Швеция, Россия – на третьем. Что же касается драматургии Константина Стешика, Татьяна Дмитриевна высказалась однозначно: «Он зациклен на самоубийстве. Пьесы его, это этюды, эскизы. Я не думаю, что из этих двух пьес возможно сделать интересный спектакль».
Итак, четвёртое Чтение состоялось. Появятся ли в репертуаре Могилёвского драмтеатра его осязаемые плоды - покажет время. До встречи на Чтении пятом!