Новости Могилева
А вы поняли Спектакль №7?
Первый день «Март-контакта» начался со «Спектакля №7» минского Коргняг-театра. Это пластический спектакль, а значит, для нашей глубинки – заведомо скандальный. С легкой сумасшедшинкой, скажем так. В сети хватает отзывов о спектакле, поэтому написать на него рецензию не так уж сложно. Да, я тоже читала программку и статьи о спектакле. Да, я, конечно же, поняла о чём он, ну, что вы, а вы разве не поняли?
Спектакль о страхе. К счастью, в программке всё было указано, поэтому все сразу поняли, что спектакль именно о нём. Больше в программке, впрочем, ничего не было написано, поэтому дальше благодарной публике пришлось додумывать самостоятельно. На сцене тем временем показывали свои страхи актёры: кто-то боялся мышей, кто-то самолётов, кто-то стука в дверь. Актёры бегали, прыгали, катались по полу, смеялись, кричали – зрителям было очень тяжело додумать то, чего не было в программке, их постоянно отвлекали. Конечно, можно увидеть смысл там, где его нет. Можно напридумывать кучу смыслов, подтекстов и аллюзий – ведь у нас по-прежнему принято говорить о том, что хотел сказать режиссёр, а не о том, что у него сказать получилось.
Почему герои говорили на английском? Интернет подсказывает, что для того, чтобы подчеркнуть интернациональность чувств. Но почему же тогда они говорили с акцентом и ошибками? Нет, ну, чувства, конечно, интернациональные, но мы-то белорусы, тутэйшыя, мы не можем без ошибок.
Спектакль, чьё название в чем-то созвучно с чеховской «Палатой №6», и правда уже к середине начал напоминать сумасшедший дом. Корняг почему-то любит ставить спектакли о мерзких, гадких, неприятных вещах. Да, это необычно и вызывает соответствующую реакцию. Мне было противно смотреть на актёров, на страхи, на беспомощность – здесь режиссёр молодец, вызвал сильные эмоции у зрителей. Среднестатистический зритель приходит в театр за эстетическим наслаждением. Теперь этого мало, это неинтересно, теперь мы приходим в театр за грязью, болью, беспомощностью.
Ещё в нашей стране принято трактовать все спектакли молодых драматургов с позиции политической ситуации. Правда, это же так удобно. Но почему это должно становиться критерием качества спектакля? Почему мы так радуемся, находя такие подтексты, намёки, загадки, расшифровываем их для себя и смотрим дальше, счастливые от понимания этой маленькой тайны? И говорим потом – отличный спектакль. Это не может, не должно быть критерием качества, это может быть или не быть, бросаться в глаза или не бросаться – всё же говоря о сегодня и о сейчас режиссёр в любом случае отражает реальность. Но почему это становится ключевым для зрителя?
Если Евгений Корняг хотел заставить всех почувствовать себя глупыми, эпатировать, свести с ума – о, ему это удалось в совершенстве! При этом пластика, музыка, движения актёров – в них не было ничего интересного, если рассматривать их отдельно, они не зацепили, не заставили присмотреться или присвистнуть в восхищении. Если же режиссёр хотел раскрыть тему страхов и борьбы с ними – то это ему не удалось. Масса не поняла, а если это был театр для избранных, то надо было предупредить, я бы не пошла. Правда, кажется, что Корняг просто хотел немного покричать о своих страхах, признаться в них, и вызвать бурю обсуждений. Вот это ему удалось, да. Ведь так неприятно признавать, что ты не понял высокое искусство. Очень сложно, правда. Я не поняла, извините.
Комментарии
А в чёрном пиджаке была актриса потому что траур.. взрыв в метро
На стулья становились, потому что так вешают.. тут всё понятно
Стаканы на руки одевали - как символ навязанного алкоголизма и пьянства
Кресло в скотче - это мы какбы не можем оторвать жопу
Продолжать?
А ты ответь на два вопроса: ДЛЯ ЧЕГО?
Только без патетических фраз: чтобы люди задумались. Я тебя могу заверить, на своём примере и примере других, кто делился со мной мнением - ни к чему не подтолкнуло все показанное, кроме как к выходу.
И: ЗАЧЕМ?
Какого эффекта добился "разводила", как часто я тут читаю..?
Ну и раз уж пошёл такой анализ глубокий, объясни что делала девочка в ногах у "диктатуры" в последней сцене?
пс. Оль. На самом деле это просто моё мнение, и я его просто высказываю ) Если был резок где-то, прости ;)
________________________________
да ладно?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
В моём представлении хороший режиссер, настоящий, который на своём месте (актер, поэт, музыкант - творец, в общем) таких вопросов не ставит. Нет для него вопроса "Зачем?"
Вот "Почему?" - можно поинтересоваться. Потому что вкайф, потому что прёт, потому что вдохновение. Вот ты, когда клип Тимофею снимал, ты это делал ЗАЧЕМ или ПОЧЕМУ?
А все эти объясняловки перед прессой - это уже рационализация пост-фактум и к творческому процессу, как правило, вообще отношения никакого не имеет. "Я снял этот спектакль для того, чтобы обратить внимание общества на вымирание галапагосских черепах" - ну, это он потом себе объяснил. А вначале просто была идея, и он ею загорелся.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
>хороший режиссер, настоящий, который на своём месте (актер, поэт, музыкант - творец, в общем) таких вопросов не ставит.
Этот вопрос ставлю я! Простой зритель. И раз я не понимаю, зачем мне это показали - почему он это делал меня даже не интересует.
Спектакль - ерунда, и вы меня убеждаете в этом всё сильнее. Хотя на фоне прошедших 3 мартконтактовских дней он смотрится не так уж и плохо :(
________________________________
да ладно?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Как по мне, я люблю понятные спектакли. Вот допустим, любовь там. комедии опять же, кого там поленом огреют и прочее. Смысл житейский нужен, а в современных постановках нет его. А что народу надо? Добрые, хорошие истории про жизнь, про детишек вот.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
"у нас по-прежнему принято говорить о том, что хотел сказать режиссёр, а не о том, что у него сказать получилось". Здорово подмечено.
03epo, спасибо вам за прекрасный расклад. Вы правы,микрофон как свобода слова, причём под контролем того самого сверху... Вы можете сказать всё, но помните, что за всё придётся платить ))
в спектакль, несомненно, насовано много интересной символики... Но этого мало, чтобы он получился хорошим. Одну и ту же тему можно раскрыть по-разному: интересно и скучно, графомански и гениально и т.п. В целом спектакль мне напомнил серую кашу,в которой встречаются иногда прекрасные моменты, как в принципе, покоробившее вас "I'm happy".
Искусство, заставляющее проснуться человека, пусть и таким оскорблённым образом. Не нужно в себе культивировать чувство собственной значимости. У автора есть право выбора средств воздействия. у зрителя есть право выбора обидеться на автора и больше не ходить на его постановки. всего лишь )) что опять же будет признаком глупости в данном случае.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
+1
Сколько споров о спектакле, но почему-то в защиту его всегда приводится то, что одни что-то поняли, а другие не поняли. И ни один человек не сказал, что спектакль открыл ему глаза, помог разобраться и осознать что-то. Впечатлил или дал надежду.
Пока я только слышу - а стаканы это наша стабильность.. а микрофон это свобода слова.. Кругом одни эстеты, скоро плюнуть не будет куда (
________________________________
да ладно?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Ах какой плохой спектакль! Ах! Да как бурно обсуждается!!! Плохие спектакли так не обсуждаются! Что про "Алые паруса" нет таких дебатов. Там и так всё понятно. А то что вы тут устроили такой дискус говорит о том, что зацепило вас, батеньки. Зацепило! (уж простите за едкость и не упустите момента сказать "оооооой, какая там едкость. срань господня. гавканье из-под скамьи") :) ну вот. как-то так :) с днём театра, кстати
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Вы, ребята, несомненно, все потрясающе умны, только вот вкуса нет. И умение вести дискуссию давно не входит в понятие ума. Не уважаете друг друга, не принимаете никаких иных точек зрения, кроме своей. Какой вам театр??
"Нам чтобы пожалуйста все понятно, чтобы ржать во все горло или наоборот, рыдать в фиялетовы платочек от поцелуя в финале". Ну что ж, дуйте в национальные, академические и областные. Там репертуарчик что надо.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Дааааа! Бурное обсуждение. Или полная фигня или что-то пропущено. Ну наверное упущено и лишь по той причине, что не знаю о чем тема. Из реакции вроде как и те и другие правы, но каждый по своему. Недавно были на постановке "Братишки". Спектакль позволяет и отдохнуть и повеселиться. Молодцы, всем спасибо. Мне лично понравилось, а как другим, так мне без разницы. Тут каждый по своему прав. А вот, что не понравилось, так это два не совсем этичных слова в тексте. Особенно не комфортно себя чувствуешь, если рядом с тобой в театре твой подросток находится. Ну можно было б их какими нибудь бругими словами, схожими по смыслу, заменить. Если кто из театра нашего коментарии эти читает, пожалуста возмите на заметку. А то и в театр хочется, но как подумаешь, что можно в неудобное положение попасть перед находящимися рядом ребенком, так и желание пропадает.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Спасибо за отклик на спектакль и за замечание. Так как я имею некоторое отношение к тому, что происходит и что говорится со сцены, то попытаюсь ответить. Первое, спектакль был вечерним, и для него есть некоторые правила, в том числе и условное ограничение посещения до 18 лет. Во вторых, есть жанр спектакля, социальный статус, характер и то в каких условиях находятся персонажи, что с ними происходит, есть, наконец, автор. И потом, когда "отвязанный" не очень грамотный человек говорит литературным языком - это ещё больше напрягает. Вот, исходя из всего вышесказанного, Вы и услышали то, что услышали. А за доставленный дискомфорт, извините)))
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
О том, что спектакль о нас, о беларусах, понятно было по картошке. Мы, беларусы, чэсна трудимся (чистка картошки - как символ нашего национального труда).
Девушка на башне олицетворяла диктатуру. Её боялись, она отчитывала, угрожала и строго за всеми следила "Большой брат видит тебя". Было ещё масса намеков - довоенные чулки, граненые стаканы - отсылают к советскому прошлому с его лагерями, доносами и унылым подчинением системе. Герои тянулись к прекрасному, заменяли его подручными средствами - помните, как из картошки вырезали кулон или девушка брошью хвасталась?
Самолетов никто не боялся. Чувак просто хотел эмигрировать (улететь на самолете в другую страну), но его колбасило - он потому и прочитал в конце концов цитату песни "мой родны кут, як ты мне милы, забыть цябе ня маю силы"... и остался - ну, Родину любит, какой бы она не была. И тут мучается, и туда не может.
Другой чувак падал в обморок от стука в дверь. Ну, тут все поняли. Приехал воронок и в дверь постучали. Страх объяснимый.
Почему истерически смеялись пол спектакля. Думаю, чтобы подчеркнуть, что народу у нас в стране ну так уже плохо прям, что даже смеяться разучились. Герои по очереди пытались научиться смеяться.
Микрофон - важная деталь. Символ свободы слова (поэтому когда эмигрант сел в самолет, ему тут же стали пихать микрофон - давай, чувак, ты теперь можешь говорить что думаешь). Актеры выходили, чтоб сказать о наболевшем, но так боялись, что у них не получалось. Очередная девушка, выйдя к нему, и не "осилив" правдо-говорение нервно скатилась в обратные эмоции - стала истерично орать "I'm happy" - это была демонстрация безысходности, лжи самой себе. А чтобы почуствовать, что она не одна такая, она стала подбивать зал скандировать эту фразу. Очень некрасиво со стороны режиссера выставлять людей идиотами. Те, кто не понял происходящего и поддержали интерактив скандируя "I'm happy", тем самым выглядели жалко в глазах тех, кто "догнал фишку".
Английский язык - чтоб подчеркнуть, что типа в Беларуси опасно говорить на родном языке, поэтому им приходится говорить на неродном (русский для выражения этой конкретной идеи в данном конкретном спектакле не подходит - не было бы нужного контраста).
Что ещё объяснить? Компостеры. Думаю, это символ выборов - голосов, которые отдаем на выборах за кандидата наверху железной башни. Хотя вот тут не уверена.
Всё это сделано режиссером и труппой очень остроумно (исключая момента с happy, который оставил неприятный осадок), практически гениально. Но я лично не разделяю идею, что театр должен быть "на злобу дня". Как сказал Бродский в своей нобелевской речи, политика временна, а искусство вечно. Не надо искусству скатываться во временные вещи, иначе оно рискует стать неактуальным.
И да, в прошлом году мне больше их спектакль понравился.