Новости Могилева
Требование к кандидатам - железные нервы и чистый передник
Дождь согнал всех кондукторов под одну крышу – место, откуда начинается и где заканчивается работа человека с билетиками. В помещении прятались от дождя пенсионного возраста кондуктора, кондуктора мужского пола, кондуктора уставшие, обедавшие, 18-летние, какие хочешь кондуктора и я. Даже кошка, давно нашедшая здесь себе приют, была более своей среди этих людей, чем я.
То ли дождь, то ли усталость, то ли ещё что сыграло свою роль и мне удалось таки остаться незамеченной среди людей в синих жилетах. Пока я ждала «свою» кондукторшу, удалось многое узнать и понять.
С каждым пришедшим в гараж автобусом в нашей каморке пополнялось: с пачками денег, с документами стояли кондуктора, вели подсчёт, потом шли в специальное окошечко сдавать деньги и бумаги. В перерывах между подсчётами кондуктора вели беседу.
Молодая девушка лет 20 сразу выдала свою общительность и вспыльчивость. Её сегодняшними «героями» (не только без галстука, но и без совести, стыда и проч.) стали три инвалида, которые потребовали (другое слово тут просто нельзя вставить) остановку по требованию. Почему девушка вспылила? Да потому, что остановки по требованию в том месте отродясь не было, но главное, потому, что все три пассажира были пьяны до чёртиков, а ещё прикрывались своими группами по инвалидности. Похоже, троица обещала написать на девушку жалобу.
Пока велась живая дискуссия на счёт того, «Это 1ца или 7ка там стоит?», вновь прибывшая кондукторша возьми да и выпали: «Девочки, а знаете, на Островского человека сбили». Тишина, т.е тишина по поводу пострадавшего в ДТП. Обсуждать подвыпивших пассажиров охота нашлась у каждого, а на несчастном случае никто даже внимание не заострил. Продолжали гадать: 1ца, 7ка, 7ка. 1ца. «Девочки, вы что, не слышали? Человека сбили, ужас то какой». Очевидица произошедшего ДТП всё же нашла с кем поделиться впечатлениями. Жив-мёрт, неизвестно, на Островского, говорит, по пешеходному переходу дорогу переходил, сила удара такова, что от места столкновения мужчина ещё 15 метров пролетел.
А вот и долгожданный человек пришёл. Закончился рабочий день у молодой у кондукторши, которая просила имени её не называть. Я, конечно, так и поступлю, но для простоты изложения впредь молодую девушку буду именовать Моникой.
Моника попала в автобусный парк совсем нежданно-негаданно, ну, как это обычно у всех и бывает. Закончила училище, распределение не получила, а год отработать на государственной службе вроде как должна. Много куда можно податься, кажется на первый взгляд, на частник не всегда согласится открыть трудовую, везде хотят видеть твой опыт работы, так круг и сужается.
Пока что Моника ещё не много проработала кондуктором, но суть уже поняла. Главное, говорит Моника, в этой работе – железное терпение. Все мы привыкли к хамству в общественном транспорте. «Да, - говорит Моника, - меня не раз начинали обзывать, если я сдачу дам мелочью, или на ногу наступлю, или толкну кого. Недавно пьяного дебошира с автобуса выпроводила, так он кричал угрозы мне, будто вечером встретит по пути домой и убъёт».
Но мне самой было в диковинку: люди умеют и благодарить кондуктора. «В основном это пенсионеры, старички», - говорит Моника. Нужно заметить, что пока благодарность выражалось только в словесной форме.
Про обязанности кондуктора Моника говорит следующее: «Много у кондуктора технических работ (подсчитать, записать и т.д.), на работе нужно быть в форме (имеется в виду жилет кондукторский), не отвлекаться, быть вежливым, честным. Вообще у нас здесь висит специальное положение, где написано, чего делать точно нельзя – за это кондуктора может оштрафовать контролёр».
Сложность работы заключается в чём, «просто разные маршруты бывают. Например, на автобусе 8ке можно хорошо заработать, на 6 – много меньше. Обычно даётся план на смену, если его выполняешь – тебе проценты определённые в качестве премии, не выполняешь – можешь премию вообще не получить. Мой любимый маршрут 26 – час туда, час обратно, длинный путь, хорошо можно поработать», - удивляет меня Моника.
Я всё хочу вернуть её к разговору о работе с людьми, но Моника наверняка действительно обладает тем железным терпением, о котором говорит. «Ну, если крик или ругань, пытаемся высадить пассажира, или просто не обращать внимания, если это не мешает движению и другим находящимся в салоне людям. Все претензии я прошу направлять в автопарк, мне лично во время работы проще не обращать внимание».
За вредность пассажирскую кондукторам молоко не дают, зато проездной на автобус на всё время работы выписывают, что немаловажно и очень даже приятно людям. Условия работы не совсем царские: обед в салоне, чистая вода у водителя, по ночам домой возвращаться страшно и это не говоря про «уставших нервных пассажиров», причём нет разницы какого они пола или возраста – под настроение все бывают хороши.
Из самых частых просьб пассажиров Моника называет следующие: вернуть плату за проезд («Мы не в тот автобус сели»), остановить автобус в неположенном месте. Хотя какие же это просьбы, это самые настоящие требования. Не любят пассажиры и проездные доставать, но Моника всегда настаивает, что весьма логично, т.к. в споре кто прав всегда побеждает контролёр. Но это уже совсем другая история.