Новости Могилева
Ситуэйшн на английском фронте
Высказывание главы государства по поводу активизации изучения иностранных языков в учебных заведениях страны уже который день фигурирует во всех новостях. Заключающее в себе тот же сакральный смысл высказывание министра образования уже год как известно всей стране. Но практика показывает, за подобными решениями следует резкое сокращение учебного времени на изучение иностранных языков. Если три года назад среднее количество баллов на централизованном тестировании, набираемое абитуриентами Лингвистического университета, было на уровне 90, то сегодня выше 6 десятков мало кто поднимается. И дело здесь упирается не столько в желание учеников или президента страны, и не столько в наличие личного времени или программного, как в тот устарелый и совершенно нецелесообразный подход к обучению, практикующийся почти повсеместно.
В представлении учительницы начальных классов одной из могилёвских школ детям катастрофически не хватает коммуникативного общения. Программы, по которым раньше существовали специализированные классы с углубленным изучением, пестрили настоящим разнообразием и техвооружения, и наполнения. С новой программой, сокращённой в среднем наполовину, дети ничего не получают, потому что невозможно за два часа в неделю в принципе дать знание, а в частности – уложиться в план.
Однако у детей весьма часто отмечается неподдельный интерес к иностранному языку. Для таких случаев в школе работают факультативы и платные кружки. Странно, но как отмечает собеседница, её ученики полностью игнорируют факультативные занятия, а толпами ходят на кружок. Для самой же учительницы разница что вести невелика– весомой надбавки к зарплате всё равно не выйдет.
Уровень учеников начальной школы собеседница оценивает как несоответствующий, то бишь дети не тянут программу, определённую для их возраста. Причём отставание по знаниям выражается довольно большими промежутками времени (до нескольких лет).
Выходит, у учеников против такой некорректной программы есть только свой собственный азарт, а у учителей и тот быстро заканчивается, в особенности, когда начинается личное время и личные деньги. Ведь если организовывать какие-то мероприятия, направленные на развитие коммуникативных способностей детей, школа не выделил на это ни времени, ни денег.
С ВУЗами ситуация примерна та же: часы урезали, дали красивое название новой программе, толку от которой и через 2 года и через 5 лет не будет. Для углубленного изучения иностранных языков рекомендуют посещать факультативы. Компьютеры, различные проигрыватели, диски – всё есть, но даже на факультативах этим могут воспользоваться считанные люди и в считанные часы.
Преподавательница иностранного языка в университете Продовольствия с огромным удовольствием разбила бы программу в соответствии с факультетами. С её точки зрения, для будущих профессионалов в пищевой промышленности вполне хватило бы работы со специализированной иностранной литературой. А общую грамматику и основные переводы неплохо было бы сузить для таких специальностей. Тогда без увеличения часов подготовки на выходе получался бы неплохой результат, а это уже что-то, если учесть, что на данном этапе результат в принципе отсутствует.
Откуда такие проблемы: каждый школьник учит один, а то и несколько иностранных языков, а в итоге – проваленные тесты и полная неготовность вступать в межличностное общение не то что с носителем языка, но даже и с преподавателем.
Уже далеко не первый год в Могилёве действует школа иностранных языков «Lingo», учиться в которой проходят люди различных возрастов и профессий. Работа в школе построена по абсолютно отличной от классической методике. Результат этой методики – 10% учеников в школу проходят по рекламе, а остальные 90% - по рекомендациям знакомых.
Суть коммуникативной методики, используемой в школе «Lingo», в следующем: ученики распределяются по группам в соответствии с их уровнем, на протяжении всего занятия полностью исключён русский язык, упражнения по грамматике занимают максимум 1\3 занятий – остальное время – уходит на живое общение. Ученики обучаются пользоваться услышанной и увиденной информацией - видеть только главное, не циклиться на всех словах сразу, правильно вести переписку, как дружескую, так и деловую, писать рефераты и другое.
«При помощи коммуникативного метода работы обучить иностранному языку можно намного быстре и проще, чем это делается во всех поголовно образовательных учреждениях. При использовании коммуникативного метода на уроке строятся модели реальных жизненных ситуаций», - констатирует факт Татьяна Якутина, академический директор школы «Lingo».
«Дело изучения иностранных языков весьма интересное, но и ответственное тоже. Здесь много психологических моментов. У наших потенциальных учеников часто просматривается страх в глазах, вызванный прежними неудачными попытками овладеть языком. После первого занятия в школе страх у людей пропадает напрочь. Ведь у нас во время урока выступают не два-три ученика, а абсолютно все, здесь не навязывают определённую лексику, человек сам выбирает наиболее интересующие его темы».
Уровень учеников определяется не просто в знаниях, а в умении применить эти знания. На практике выходит так: все европейские языки, в том числе и русский, объединены под единый стандарт, в соответствии с которым оценивается письмо, говорение и понимание. Различают базовый (А1,А2), независимый (В1,В2) и профессиональный (С1,С2) уровни.
Якутина Татьяна не раз бывала за границей, общалась со своими иностранными коллегами. В её сравнении выпускник школы в Чехии имеет больший уровень владения иностранным языком, нежели выпускник Минского Лингвистического университета.
Ежегодно школа проводит кастинги среди преподавателей для трудоустройства, в ходе которых Татьяна подметила: «Только окончившие иняз год, два года назад молодые люди ещё как-то тянут на уровень С1, в процессе проверки владения языком с помощью экзаменов они набирают 50-60% максимум. Но по Кэмбриджской системе это уже хороший уровень для начала».
Причин такого низкого уровня, как считают в школе, назвать можно много. Но главная, это то, что мы лишены возможности слышать иностранную речь: преподаватель-иностранец работать у нас не станет (не та оплата), англоязычные каналы смотреть мы не можем, так ещё и половина занятий иностранным языком проходит на русском (особенность классической методики).
Школа «Lingo» единственная в Могилёве и одна из немногих по Беларуси, преподаватели которой имеют международное подтверждение своего уровня от Cambridge ESOL (название целой индустрии экзаменационных центров). Помимо «Lingo» коммуникативная методика обучения используется разве только в минской школе INTERNATIONAL HOUSE.