Новости Могилева
Zabor в Могилеве: диалога между зрителем и искусством так и не получилось
19 сентября официально завершился арт-проект Zabor в Могилеве: на этой неделе демонтируют последние планшеты, и забор стадиона «Спартак» вновь обретет свой привычный вид. Настало время «собрать камни», то есть подвести итоги могилевского проекта, прежде чем поставить точку в этом мероприятии.
«Вспоминая Zabor в Могилеве и подводя итоги, хочется дать обратную связь, сказать что-то напоследок не потому, что «свежо предание» и сама выставка закончилась только несколько дней назад, а в связи с тем, что могилевское мероприятие получилось особенным и в то же самое время показательным, как для организаторов, так и для зрителей, - отмечает директор арт-проекта Zabor, бренд-менеджер компании-организатора «Зубр Капитал» Антонина Серякова, - Мы с самого начала предполагали, что Zabor в Могилеве станет непростым проектом. К трудностям были готовы, так как знали, что исторически в Могилеве сложилась особенная ситуация в сфере живописи: здесь нет такого большого количества сильных художников и художественных объединений, как, скажем, в Витебске, нет хороших выставочных площадок, открытых к сотрудничеству, как мы это наблюдали в Гомеле и Гродно. Поэтому наша команда начала подготовку проекта задолго до даты открытия выставки. Долго не могли найти подходящий для нашей выставки забор, зал для экспозиции работ финалистов, прошли длительную процедуру согласования и пр. Но, как известно, трудности только закаляют. В результате родилась уникальная концепция выставки: мы сделали не просто "заборную" выставку, но интерактивный лабиринт, где зрители становились полноправными участниками мероприятия».
Несмотря на ряд организационных трудностей, перед открытием мероприятия у участников и организаторов проекта настроение было более, чем оптимистическое. Комментируя выставку, победитель конкурса «На Zabore» могилевский художник Юрий Нестерук, заметил: «Безусловно, в районе стадиона «Спартак» выставка Zabor внесет изменения в городскую среду. Это уже не просто забор и забор, а своеобразный очаг культуры».
И как бы это не звучало удивительно, но Zabor вскоре действительно стал очагом, правда, не столько культуры, сколько очагом борьбы, лакмусовой бумажкой культурной столицы. Уже через неделю могилевская выставка стала обрастать скандальной историей. Сначала организаторов обвинили в пропаганде гомосексуализма и недовольные горожане (их в городе оказалось пять человек) подали петицию с тем, чтобы сняли серию Юрия Нестерука "Жалюзи", позже кто-то замазал эти картины черной краской. Более того, в городе поползли слухи о том, что данная провокация заранее подготовлена самими организаторами выставки как своеобразный PR-ход, чтобы поднять в цене стоимость картин, о том, что диверсию организовали местные власти. После наступила неделя затишья – как пауза перед бурей, когда от тишины звенит в ушах. Раскаты грома не заставили себя ждать. От теоретических рассуждений могилевчане перешли в практическое наступление – каждую неделю происходили акты вандализма: хулиганы или недовольные просто срывали картины, ломали их и убегали. Картины восстанавливали и вешали на место, однако каждый раз история повторялась.
Арт-директор проекта Ирина Кондратенко прокомментировала эту ситуацию: «К сожалению, на примере Могилева мы видим, что принцип "Как вы лодку назовете, так она и поплывет" - не работает. В данном случае, я имею ввиду статус города как "культурной столицы" этого года. Ведь в первую очередь, культура города - это культурный уровень его жителей, а не уровень отчетных концертов, выставок и других официальных мероприятий. Существуют цивилизованные формы выражения своего отношения к современному искусству. Если тебе не нравится проект или ты, к примеру, считаешь, что можешь сделать лучше - нарисуй свое полотно и выстави его на заборе рядом с нашими винилами, как это сделали молодые художники Витебска; или напиши критическую статью о проекте; или - если тебе близок акционизм - прикрепи себя к забору в качестве альтернативного произведения искусства, устрой перформанс. Вандализм в отношении арт-проекта, не раз проявленный гражданами знакового для Беларуси региона, демонстрирует как отсутствие навыка восприятия современного искусства, так и способов его критики. Что в свою очередь делает очевидным необходимость таких просветительских проектов, как Zabor. Не сложно заменить испорченные винилы, сложно изменить отношение людей...».
Диалог всегда подразумевает символический обмен, создание, приращение нового смысла. Могилевский Zabor показал невозможность или не готовность зрителя к диалогу. Срезать картины, сломать их – это не диалог, это аннигиляция любого высказывания, которая по своей сути никуда не ведет, не прибавляет ничего к пониманию или восприятию картины. Могилевский Zabor с этой точки зрения оказался самым насыщенным и запоминающимся, интерактивная его составляющая "удалась на славу", но диалога между зрителем и произведением искусства так и не получилось.
Комментарии
Я, разумеется, не привнесу в аргументацию автора статьи ничего нового, но всё же смею заметить, что обобщаемое в статье понятие "могилевчане" - это не пять гомофобов и несколько поздневечерних хулиганствующих индивидов. Я понимаю, что организаторам не хотелось подтирать за неадекватными ценителями современного искусства (смею предположить что малочисленными, иначе не досчитались бы вы всех работ), но стоило ли делать на этом основной акцент? Разве ваша выставка совсем никому из горожан не понравилась?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Было б там шо сматрэць. Тожа мне шадзеўры навешалі, нудзяціна, нічаво арыгінальнава. І дажэ не асобенна скандальна. Із ентай усё канцэпцыі папулярнасьцю пользаваліся тока разнацветныя дарожкі (асобенна ў дзіцёў). А есьлі хто і загадзіў эці манументальныя палотны, то іскуства ат этава нічаво не пацярала.
Есьлі ўсё намалёванае на заборы шчытаць іскуствам... Да ў расьпісаным графіці бетоне возьле чыгункі на выезьдзе з горада і то большэ крысаты
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
А я бы назвал это демократией.)) Один намалякал, понравилось - вывесил. Другой посмотрел, не понравилось - замазал. Ну сильно не понравилось человеку, что поделать.
А по поводу вандализма и культурного уровня нашего региона. В других якобы "культурных" регионах подобного вроде не показывали. Вывесите на заборе в остальных городах к примеру, хм-м-м лесбийская любовь уже была - скучно, давайте вот что: "М+М долбящиеся в жопу" и тогда посмотрим на толерантность и конструктивную критику со стороны их жителей. У нас ведь ещё не Нидерланды, разборки будут похлеще наших. А разница всего-то М и Ж.
Это я все к чему. Вся разница в границах и рамках. В принятии чего-либо, или не принятии. В раскрепощенности, или назовем это развращенностью (смотря на какой стороне мировоззрения ты находишься). Я, когда в первый раз увидел это "искусство" в центре города был немного обескуражен, типа " о_О ! Две голые тёлки! Круто! Но почему здесь и именно две трахающихся тетки?! Как же дети, которые скачут по популярным разноцветным дорожкам?". И не был удивлен, что кто-то замазал этот ряд и не могу назвать их вандалами. Другие картины они же не закрасили.
А по поводу "существуют цивилизованные формы выражения своего отношения к современному искусству" и всяческих предложений вроде "нарисуй сам, напиши статью" у меня есть ещё одно: СНИМАЙ свое "ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ИСКУССТВО" НАХРЕН с общественного места, где я каждый день ходил, хожу и буду ходить в садик с ребенком. Повесь его себе дома на стену и любуйся.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Ох.. кажется кто-то плохо знает историю искусств... Нестерук не просто жалюзи добавил, он по-новому нарисовал картину, взыв оттуда только сюжет.
Вот, сравните как выглядит картина Курбе: http://artchive.ru/images/work/800/9336/%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2-%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B5--%D0%A1%D0%BE%D0%BD.jpg
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Что-то вы товарищи ерунду пишите. Вопли про демократию развели и про то, что это не нравится, вот и зарисовали. Мона Лиза тоже не всем нравится, и что? давайте ее замажем, а то не красивая она. Не нравится, смотреть никто не заставляет.
>>>>СНИМАЙ свое "ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ИСКУССТВО" НАХРЕН с общественного места, где я каждый день ходил, хожу и буду ходить в садик с ребенком.
Современный дети и не такое видали, при том что уроки МХК никто не отменял, и дети знакомятся и с более откровенными там картинами в плане детализации тела.
А если вас так беспокоит моральный облик картин, что ж, можно было связаться с организаторами (благо мир высоких технологий, интернета и прочие рабости позволяют это сделать) и высказать свое ФИ, недовольство картинами и их откровенностью.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
>>>>Современный дети и не такое видали, при том что уроки МХК никто не отменял
Во-первых, от садика до МХК с добрый десяток лет и стоит ограничивать ребенка по возможности от всякого шлака до определенного возраста. Судя по вашим словам, уважаемая гостья, ваши дети может и разное видали, что печально, но скорее всего у вас их попросту нет.
>>>>можно было связаться с организаторами и высказать свое ФИ, недовольство картинами и их откровенностью.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но по-моему кое-кто даже петиции подписывал, только почему-то ничего, после этого не поменялось, не стали их снимать. Ну а раз так, пожалуйста, получите дальнейший вариант развития событий. Картинка то многим в ЭТОМ месте не по душе, а не только этой кучке горожан.
>>>>Вопли про демократию развели и про то, что это не нравится, вот и зарисовали. Мона Лиза тоже не всем нравится, и что? давайте ее замажем, а то не красивая она.
Ну какие вопли, уважаемая?? Так, дискуссия))) Про демократию было с долей иронии написано, вы скобочки, то бишь смайлики, в конце текста воспринимаете?? Мона Лиза в музее висит, а эта откровенная картина у всех на глазах. Идем мы в сторону универмага, а ребенок тычет туда пальцем, интересно видите ли ему. И как нам на неё не смотреть? Как??? В этом сыр бор понимаете. Так что в следующий раз напишите что-нибудь умное, а ерунды тут и без вас достаточно.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Батюшки, от менталитета Могилева мне хочется выть и лезть на стены. Такой стыд, ужас - деревня с деревенским менталитетом. Могилев, если не смотреть на людей, которые там живут, такой славный и милый город, но, боже мой, люди там живут просто доя меня непонятные.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
"Вандализм в отношении арт-проекта, не раз проявленный гражданами знакового для Беларуси региона, демонстрирует как отсутствие навыка восприятия современного искусства, ТАК И СПОСОБОВ ЕГО КРИТИКИ"
Какое искусство - такая и критика.... Все в духе времени