Новости Могилева
Как правильно отмечать Радоницу
«Верующий в Меня имеет жизнь вечную... и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:47). С Воскресением Христа, для христианина, уже нет ничего тайного и неразрешенного на земле, даже тайна смерти получает ясное откровение. Потому что для верующего человека, который здесь на земле принял в свою жизнь Христа и Его Жертву уже нет смерти, а есть переход от жизни временной к жизни вечной.
В конце земного пути человек оканчивает все суеты мирские. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.
Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на Небесах. А Царствие Небесное начинается уже здесь на земле: Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21).
«И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в стихире в чине отпевания. Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чистым от зла и исполненным любви к Богу и ближнему. Чтобы, представ перед Господом, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Встреча с Богом неизбежна. Но какова будет эта встреча? Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога. А многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.
Что мы можем сделать для усопшего?
И вот, мы стоим у могилки дорогого нам человека. Что же можем мы сделать для усопшего? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках — это нужно скорее нам самим, чем покойному. Наша молитва к Богу — это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Вот то, что нужно усопшему.
Поминовение дома: необходима ежедневная молитва об упокоении - поминание на утренних и вечерних молитвах, желательно чтение Псалтири.
Поминовение в церкви: поминовение на проскомидии (проскомидия – часть главного богослужения Церкви - Литургии, где поименно поминаются живые и усопшие с выниманием частиц из просфоры с погружением их по окончании Литургии в Кровь Господню со словами «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих»), Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) — поминовение усопшего во время проскомидии в течение 40 дней (полугода, года). Лития, Панихида — специальные службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после Литургии.
Поминовение на кладбище: наша память об усопших — это прежде всего наша молитва и наши жертвы за усопшего, и только потом уже — прибранные могилки. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (она есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке. Можно оставлять на могилке цветы (лучше сажать живые), горящие свечи (или специальные фонарики), покрошить хлеб или насыпать крупу для птиц.
Недопустимо употреблять на кладбище алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты! Также недопустимо оставлять на могилках освященные после Пасхи яйца, куличи!
Поминальная трапеза
Трапеза предваряется молитвой об усопшем и вкушением кутьи, освященной в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых — как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.
Алкоголем усопших лучше не поминать!
Трапезы на кладбищах — это языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В безбожное время эта традиция была возобновлена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших. Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке. Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям. Как усопшим, так и живым это приносит только вред!
Некоторые молитвы и песнопения за усопших:
Тропарь Пасхи (им начинается и заканчивается молитва до 40-го дня после Пасхи, включая Радоницу): Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
(Христос воскрес из мертвых, своей смертью победив смерть и находящимся в гробах подарив жизнь!)
Тропарь об упокоении: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
(Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).
Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).
Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуия!
(Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь: Аллилуия!).
Молитва об усопших: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (назвать их имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Комментарии
Радаўніца - самае дзіўнае пахавальнае сьвята сярод усіх, якое захавалася сёньня ў Эўропе. Сутнасьць яго ў тым, каб карміць мёртвых родзічаў. Яно, безумоўна, зьяўляецца адлюстраваньнем найстаражытнейшага паганскага абраду, толькі "накладзенага" на хрысьціянства й прымеркаванага чамусьці да Вялікадня.
Дзіўны і сам абрад, і той факт, што ён не сустракаецца ні ў каго, апрача беларусаў. Ужо сам сабой ён мяркуе дахрысьціянскую традыцыю хаваць целы ў земляных ямах, а сваякам - наведваць нябожчыкаў. У паганскія часы такая традыцыя існавала ў Эўропе толькі на адным пляцку: у Цэнтральнай і Заходняй Беларусі, у Мазовіі, а таксама ў Прусіі. У астатніх жа народаў Эўразіі існавалі дзьве іншыя традыцыі: альбо спаленьне трупаў, альбо пахаваньне ў пячорах.
Вось што пiсаў пра Радаўнiцу расейскi фалькларыст I. П. Сахараў:
“Литовцы выходят во вторник на могилы своих родителей, в 2 часа пополудни, обедать и поминать их за упокой. Сначала начинается катание на могилах красных яиц, потом обливание могил медом и вином. Яйца раздаются нищим. Могилы накрываются белым столечником, устанавливаются кушанья. По старым приметам кушанье должно состоять из нечетных блюд и сухих. Богатые снабжают бедных кушаньями для родительской трапезы. После сего приветствуют родителей: «Святые родзицели, ходзице к нам хлеба-соли кушаць!» — И садятся на могилах поминать их. По окончании поминок говорят: «Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада». Остатки кушанья раздаются нищим, и день оканчивается при корчмах с песнями и плясками”.
Пад "літоўцамі" Сахараў у 1836 годзе разумеў менавіта беларусаў, а не жмудзiнаў, якіх толькі ў 1870-я гады царызм паступова пачаў называць літоўцамі.
Цiкавы й той факт, што зараз Радаўнiцу сьвяткуюць у некаторых краях Расеi, у той жа Пэрмi (Пермь) цi Башкiрыi. Насамрэч, у Расеi ён зьявiўся ня так даўно: пасьля вайны 1654 – 1667 гг. калi войскi цара Аляксея Мiхайлавiча каля 300 тысяч беларусаў адвялi ў Масковiю ў якасьцi рабоў. Напэўна, менавiта ад заняволеных беларусаў фiнскiя народы Масковii перанялi гэтае сьвята.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
"прымеркаванага чамусьці да Вялікадня" - именно с Великим днем Пасхи,т.е. c Днем победы над вечной смертью(Пасха отмечается 40 дней), и поздравляют христиане усопших уже 2000 лет. В этот день служится первая после Пасхи заупокойная служба, но наполненная радостными пасхальными песнопениями. РАДоница - это РАДость о Воскресении, которую живые несут усопшим. Душам усопших не нужна еда, им нужно упокоение, которое дается им по молитвам живых и по делам добра и милосердия, совершаемых в их память
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Ерунду какую то написали! Во все времена на Радуницу оставляли на могилках:Яйцо,булку и наполненную рюмку водки.