Новости Могилева
Танцевать белорусские народные танцы получается лучше у людей старшего поколения
12 февраля во Дворце культуры области состоялся мастер-класс по белорусским народным танцам: участники мастер-класса учились танцевать «Месяц», «Польку-бабочку», «Польку пара за парой» и падиспан. К специалисту по традиционному белорусскому этикету и по совместительству руководителю образцового фольклорного коллектива «Верабейки» (г.Любань) Сергею Выскварко за уроками белорусских танцев пришли могилевчане разных возрастов и интересов – всего на «танцполе» находилось 23 пары: были среди них и дедушки с бабушками, и внуки с внучками, и те и другие вместе. Старшее поколение всё же «сделало» младшее: как справедливо заметил руководитель мастер-класса Сергей Выскварко, у пар постарше лучше получается передать «душу» танца.
- Считаете ли вы, что ваша миссия – возрождать белорусскую культуру? – спросили мы у известного белорусского культуролога и хореографа.
- Не люблю я это слово, «возрождение». Возрождать нужно, когда ничего нет. А у нас народные танцы живые, настоящие, они есть на деревне. Наш фольклор ещё цветёт буйным цветом, правда, сегодня в малочисленных сёлах – просто город оказался отрезанным от деревни, от традиции. Но я знаю, что есть у некоторых людей такой порыв души, что они хотят это знать, но не имеют времени поехать в деревню. Поэтому для них мы и устраиваем свои мастер-классы.
- Можно ли назвать общие черты белорусских народных танцев?
- Это обязательно присутствие тройного ритма, множество повторов в одном танце, наличие простых фигур. Вот как в польке-бабочке: две фигуры всего, но они всё время повторяются между собой. Есть особенность и в манере исполнения: скромной, сдержанной, медленной. У нас не вытанцовывали, не выскакивали, не делали ради показухи. Белорусские танцы вызывают яркие эмоции, однако внешне всё проходит очень скромно и пристойно. Если посмотреть на грузинские, кавказские танцы: у них выходка напоказ, но ведь они воинственный народ, резкие движения объясняются их традициями. А наши танцы основаны на гармоничных взаимоотношениях в паре, на спокойном внутреннем мире танцоров. И все наши танцы за очень редкими исключениями танцуются по кругу против входа солнца (против часовой стрелки – ред.).
- Есть какие-нибудь особенности народных танцев Могилёвщины?
- Здесь танцы более резкие и музыка в танцах более резкая. Среди движений очень много отрывистых па. Конечно, и набором танцев отличается Могилёвщина: если в других белорусских областях «Барыню» танцуют один, два, три человека, то здесь она почти повсеместна. В этом сказывается близость России, уже в Минской области больше плавных движений.
- Популярны ли сегодня белорусские народные танцы?
- В Могилёве публики собралось много. Здесь есть очень заинтересованные люди, например, те, кто меня сюда пригласил, – это Студенческое этнографическое товарищество. В Минске подобные мастер-классы сегодня походят раз в квартал, в настоящее время ищется место, чтобы проводить их каждый месяц. Причём внимание на этих мастер-классах уделяется не количеству танцев, а стилю исполнения. Даётся очень много исторического материала, поясняющего те либо иные традиции.
- Как оцените сегодняшнюю публику?
- У взрослых людей лучше получается, это очевидно. Это потому, что многие из них выходцы из деревень. А многие, просто своё детство в деревнях у бабушек проводили и от них учились пластике. А молодые уже испорчены этими современными ритмами. Народ отучился слушать: если бы найти музыку вообще без всяких ритмов, то она была бы сейчас очень популярна. Молодёжи поэтому сложно приноровиться к исконно белорусскому тройному ритму, у них это чувство уже потеряно.