Новости Могилева
Акция «СТОП БЕНЗИН» прошла в Могилеве
Стихийная акция «СТОП БЕНЗИН» прошла вчера в Могилёве. Когда мы разместили у себя информацию об этом, жгуче захотелось там присутствовать. Одна беда – нет у нас в редакции сейчас автолюбителей, а из знакомых никто не собрался принять участие в акции. Но наши читатели в этом не виноваты и ждут репортажа, а значит, нужно его делать, тем более что ноги бензина не требуют. С расчётом попасть вовремя к месту сбора – в 19.00 на парковке между автовокзалом и бензоколонкой – я отправился в путь. Предполагалось, что оттуда колонна автомобилей двинется к зданию облисполкома, где остановится с аварийными огнями на 15-20 минут.
На подходе к площади Ленина стало понятно, что городские власти прекрасно осведомлены об акции: на каждом перекрёстке стояла дежурная машина ГАИ, а сотрудники практически вслепую останавливали проезжающие машины методом случайного взмаха жезлом. Всего по дороге к автовокзалу было насчитано пять постов.
На парковке стояло несколько машин, перед которыми мирно о чём-то беседовали парни и девушки, прохаживались одинокие мужчины. Группа молодых людей с фотоаппаратами безошибочно позволила определить в себе прессу. Из знакомых журналистов наших газет, радио и ТВ не было никого, но это не удивляло. Бэйджи на одежде некоторых присутствующих свидетельствовали, что событие интересует корреспондентов информационного агентства БелаПАН. Неподалёку стояли два автомобиля ГАИ и красивый чёрный микроавтобус иноземного производства, тут же названный присутствующими «автозаком». Немногочисленная группа автолюбителей посмеивалась вниманию, которое им уделяли, и свободно шла на общение, советуя посетить страницу акции Вконтакте. Мне повезло встретить знакомую среди участников акции, и она рассказала, что собравшиеся придумывают альтернативные возможности добраться до центральной площади города, поскольку опасаются ограничений со стороны милиции.
В один прекрасный момент «автозак» сорвался с места, на большой скорости въехал на стоянку, где располагались все мы, сделал в непосредственной близости от собравшихся быстрый круг и так же стремительно уехал на заправку. Вероятнее всего, спецслужбам надо было зафиксировать лица и транспортные средства собравшихся. Автолюбители подумывали к тому времени уезжать не колонной, а по частям и другими дорогами.
Я решил вернуться пешком к площади Ленина, чтобы уже на месте увидеть, как будет проходить акция. Посты ГАИ всё так же работали на своих местах, но время шло, а участники акции всё не появлялись. Набрав телефон знакомой, я услышал, что они решили изменить маршрут, и мне вряд ли удастся увидеть акцию. Я расстроился и, договорившись с нею об интервью, которое вы прочтёте ниже, отправился в редакцию, а зря! Как впоследствии оказалось, именно на время проведения акции сотрудники ГАИ и дорожные службы запланировали работы по разметке дороги напротив облисполкома. И это в самый разгар вечера. Удивительное совпадение, вследствие которого движение на площади Ленина было всё же перекрыто. Были ли виной тому участники акции, которые в это время числом в 12 машин уже двигались по улицам города? Мы предлагаем вам подробный рассказ об их приключениях из уст непосредственого участника событий
Яна, водитель:
- Мы расстались, когда я побежал на площадь Ленина. А когда я оттуда тебе звонил, вы уже собирались ехать другим путем.
- Когда ты ушёл, на выезде со стоянки появились ещё две гаишные машины. То есть три там, одна напротив автовокзала, а дальше понятно – напротив «машинки» и возле облисполкома. Смысла ехать туда не было. Потому что сразу было понятно, что будут выдирать по одному из толпы. Мы решили поехать по частному сектору и выехать через него на проспект Мира. Как только мы тронулись, началось интересное: буквально три машины тронулись, как гаишники развернулись и двинулись за нами. 904-ая патрульная машина перегородила нам дорогу на Тимирязевской, и указала ехать только налево. Мы, собственно, туда и собирались. Но 904-ый сделал нам подляну, о которой мы до сих пор мало что знаем: они остановили парня на форде, после чего мы его не видели – он к нам не вернулся. Мы поехали по проспекту Мира на Юбилейный, на Фатинский мост, и решили немного изменить маршрут и проехать по Пушкина – провести акцию там. Через Гиппо не поехали, потому что нам там легко было заблокировать движение. Поехали через частный сектор. Перед нами шла гаишная машина. И на развилке по улице Терёхина, где новые дома, когда мы вдруг свернули направо, ни с того ни с сего, непонятно почему за нами гаишники рванули с мигалками. Причём, почему-то с синими. А раз красной нет, останавливаться мы не должны. Потихоньку двигаемся толпой машин в десять возле обочины – им не мешаем. Но они стали почему-то пальцем показывать: ты останавливайся, ты и ты. В итоге к нашему водителю подошли и документы потребовали. А у всех же на капоте или на стекле – наклеечка «СТОП БЕНЗИН». Гаишник сразу: «Что за наклейка?» Они были готовы к этой акции и на вопрос «а что, нельзя?» он сразу взял с панели правила и зачитал… Среди нас был товарищ из Минска, а так как минчане научены общению с гаишниками, он стал с ними спорить. У нас забрали документы: у нашей машины и ещё у кого-то. Сейчас будут составлять протоколы о наклейках этих…
- А они на самом деле запрещены?
- По правилам – как бы да. Но пункт правил скользкий. Рекламные, например, запрещено, но тут не совсем понятно, реклама это или нет. Будут разбираться… Нам предъявляли, что мы ехали организованной колонной, на что я достала правила и сказала, что колонна – это вот так. Парень из Минска, ясно, начал спорить со всеми… А на белой восьмёрке или девятке служебной – мы так и не выяснили, кто это был, - подъехал какой-то мужичок и сказал: «Э, вот этого, в чёрной майке, - ко мне в машину». И парня из Минска к нему сажают, хотя его даже не останавливали… Гаишники собрались в круг, долго совещались, что же с нами делать. В итоге документы нам отдали. Один сотрудник сказал, что на первый раз нам даётся предупреждение, а дальше будет хуже… А мужичок на белой восьмёрке испарился как-то очень быстро и очень далеко. Мы его фоткали – он стоял в неположенном месте. Видео даже снимали – вплоть до этого дошло... А пока мы стояли, к нам подошли какие-то ребята, увидев тучу машин и разборку с гаишниками. Поинтересовались, что происходит. Мы рассказали об акции, на что они сказали: «Блин, так у нас есть машина!». Они пошли домой, взяли ключи и присоединились к нам в районе «Максимуса». Просто когда нам отдали документы, мы решили разъехаться врассыпную и встретиться возле «Максимуса», чтобы продолжить оттуда. Гаишники намечали себе некоторые машины, и только они трогались, сразу садились на хвост. Мы поехали в паре с машиной одного парня-могилевчанина, а за нами – патруль. Тогда мы просто взяли и разъехались в разные стороны - гаишники направились за ним. Через частный сектор мы выехали на Пушкинскую. Нас собралось машин пять или шесть. Стоим – гаишников нет. Стало даже скучно - как это так! А минут через пятнадцать смотрим – вдалеке, на Островского, стала гаишная машина. Вышел гаишник, спрятался за столбик осветительный и за нами наблюдает. Шею так вытягивает и выглядывает. Мы стоим, смеёмся все, прохожие на него оглядываются, на остановке люди смотрят – никто же не понимает, что он высматривает, куда мы поедем дальше… Через какое-то время мы поехали потихоньку до Орджоникидзе. На площадочку стали, а нас уже ожидают три патрульные машины. Мы решили их немножечко развести - тронулись и поехали до заправки. Гаишники тут же рванули за нами, а мы, сделав маленький кружок, вернулись обратно на стоянку. Они развернулись и тоже стали. Нам уже просто смешно – лежим покатом! Потом одна из наших машин поехала на Дом быта – у ребят там были знакомые, которых они решили забрать и привезти сюда. Только они тронулись – гаишники за ними. Мы стоим, со стороны наблюдаем – весело! Решили заехать на заправку, заправиться по два литра, но она оказалась закрытой. Думали, как избавиться от сопровождения, но это было бесполезно, потому что каждая из трёх патрульных машин в любом случае за кем-нибудь увязалась бы. Один парень наш решил кружочек сделать – зря конечно, потому что у него не было техосмотра. Его остановили, лишь только он отъехал. Стали составлять протокол, но мы же его не бросим! Подошли, стали фотографировать. Гаишник давай возмущаться: «Проходите мимо, не фотографируйте!». «Извините, - говорим, - имеем право!». Мы поспорили, но недолго, потому что он понял, что нас слишком много. Протокол был выписан, и решили мы напоследок проехаться всё же по Первомайской и площади Ленина. Нас сопровождала сзади гаишная машина. По пожарному переулку три из наших машин остановили. Просто выдирали из толпы и проверяли документы. Одному водителю сказали: «У тебя слишком громкий глушитель». Тот говорит: «Извините, будем чем-то замерять или как?». «Да, - говорят, - будем замерять». «Замеряйте». Они постояли, помялись и отпустили. Мы дождались всех и потихоньку, не спеша, поехали по Первомайской. Возле Изумруда нас уже ждали следующие гаишники, правда, никого уже не останавливали. Мы проехали мимо Дома советов тихонько, с аварийками, и стали возле «Спартака». Здесь же стали две патрульные машины. Нас охраняли. Когда в двенадцать ночи мы решили разъехаться по домам, они всё равно нас охраняли. Так как большая часть машин уезжала на Восьмой, эскорт сопровождал их до самого дома. Это был просто цирк какой-то.
Движение мы не перекрывали. Это бы и не получилось – слишком много на нас было гаишных машин. Они нам убили больше времени, чем хотелось бы.
- По внутреннему ощущению, добились вы своего?
- Лично мне кажется, что не совсем. Не хватало количества машин. Двенадцать всего. К концу нас осталось шесть. Людям ведь завтра на работу, по делам. Было бы машин пятьдесят – была бы более интересная история.
- А внимание общественности удалось привлечь к проблеме?
- Удалось безусловно!
- Есть ли у нас общественное объединение автолюбителей?
- Республиканское есть, а в Могилёве нет филиала. Есть активисты, но в этот раз их не было – не смогли.
- Если наши могилёвские автовладельцы заходят консолидироваться на почве общих проблем, чтобы отстаивать свои интересы, что им нужно делать?
- Ради Бога, пусть вступают в клуб. Или хотя бы обращаются с проблемами в группу Вконтакте – и тогда уже общими усилиями можно что-то попробовать сделать. Вплоть до того, что у ребят, например, есть видеозаписи, где гаишники разговаривают по телефону при движении, ездят непристёгнутые. Был разговор, чтобы пойти в ГАИ и показать это всё.
И напоследок предлагаем вам комментарий автолюбителя, не принимавшего участия в акции. Мы задали ему простой вопрос: почему нет?
Александр, предприниматель:
Мне понравилось, как прошла акция в Минске. Власти ничего не смогли сделать, потому что всё было очень массово. Но я бы, наверное, так у нас не поехал, потому что в нашем городе, когда всё на виду, всё мелко, по номеру машины можно легко всё о тебе вычислить. Я опасаюсь, что в моей сфере деятельности ко мне будут принимать меры и штрафы… У нас ведь так всё построено, что в любом деле можно найти нарушения, за что можно оштрафовать. Люди предпочитают работать тихонько, платить налоги и при этом не высовываться, чтобы не нажить проблем. Если бы я работал в госструктуре, как раньше, у меня машины не было бы, и вообще не стоял бы вопрос участия в этой акции. Тут так всё завязано тонко… А так я на сто процентов сочувствую участникам акции. Я посчитал недавно, что проехать 10 километров стоит для меня 5 000 рублей. То есть отвезти жену на работу и обратно мне обходится более семи тысяч. А я ещё и сам на ней работаю. Если дальше так пойдёт, машина будет стоять, и каждый метр надо будет просчитывать. У меня ещё дизельная машина с небольшим расходом топлива! А если бензиновая и расход побольше?! Конечно, я сочувствую и поддерживаю!
В столице акция «СТОП БЕНЗИН» прошла очень массово: движение по проспекту Независимости было крайне затруднено, на тротуарах стояли толпы людей, которые аплодировали водителям, сотрудники ГАИ оказались абсолютно беспомощны. Задержаны несколько лиц, которых на время публикации этого материала судят в суде Центрального района столицы. Некоторые штрафы уже выписаны и составляют от 500 до 700 тысяч белорусских рублей. Пользователи Интернета сейчас обсуждают возможность сбора средств всем миром, чтобы помочь оштрафованным выплатить нужные суммы. Могилёвская акция отличилась малочисленностью участников, но достигла ли она своей цели, мы предлагаем вам решить самостоятельно.